22.11.2004

Президент Nike просто сделал это



Петр Канаев Фото: Reuters

Фил Найт покинул пост президента и исполнительного директора концерна Nike. Под руководством этого человека компания стала лидером среди производителей спортивной одежды и обуви, а торговая марка в сопровождении рекламного слогана Just do it превратилась во всемирно известный бренд.

На сегодняшний день капитализация концерна составляет порядка $12 млрд.

История успеха была хрестоматийно американской. В университете Найт серьезно увлекся спортом, а когда пришло время самостоятельно зарабатывать деньги, вместе со своим знакомым Биллом Бауэрманом учредил скромную фирму по производству спортивной обуви Blue Ribbon Sports. Фирма была даже более чем скромной. Кроссовки собственного пошива Найт, как на витрине, раскладывал на багажнике своей машины и продавал прохожим.
Первые модели спортивной обуви от Найта и Бауэрмана были по-настоящему эксклюзивны – для того, чтобы подошвы кроссовок получались рифлеными, начинающие бизнесмены прессовали их в электрической вафельнице, которую для производственных целей приспособил креативный Бауэрман.

В 1972 году, заработав достаточно, чтобы расширить производство до размеров маленькой фабрики, Найт и Бауэрман дали своему предприятию новое название Nike. С этого момента началась история компании, которую сегодня знает каждый.

В сентябре 2004 года Nike объявила, что по итогам первого квартала ее прибыль выросла на 25%. Объем заказов только по Америке в денежном выражении составил $1,4 млрд. Благодаря личным контактам Найта к рекламной компании Nike удалось привлечь самых ярких звезд американского спорта – баскетболиста Майкла Джордана и гольфиста Тайгера Вудса. Так что с продажами у Nike не возникало проблем.

И все-таки в большой мере успехи концерна инвесторы связывают в первую очередь с именем его основателя и теперь уже бывшего президента. По мнению участников рынка, уход Найта делает перспективы Nike довольно неопределенными.

Похоже, что сегодня в светлом будущем концерна остался полностью уверен только сам Фил Найт. Перед уходом в отставку он назначил себе преемника. Им стал Вильям Перез – руководитель компании S.C. Jonson & Son, производящей освежители воздуха марки Glade.

Выбор Найта на первый взгляд может показаться довольно странным, потому что между спортивной обувью и освежителями для туалета не так уж много общего. Но есть одна принципиальная точка соприкосновения: и то, и другое приносит огромные деньги.

По итогам прошлого года Jonson & Son получила $6,5 млрд доходов. Несомненно, Перез умеет рационально и эффективно управлять крупными суммами. «Я уверен, что в качестве нового исполнительного директора Билл сумеет сделать нашу компанию еще больше и еще лучше», – заявил Фил Найт, представляя своего преемника менеджменту концерна. Перез не остался в долгу, сообщив, что «останется верным прежней стратегии Nike и девизу Just do it».

Для аналитиков спортивного бизнеса смена поколений в руководстве Nike не была неожиданностью. «Сейчас наблюдается такая тенденция, – считает директор Warsaw Sports Marketing Center Орегонского университета Пол Свонгард. – Энди Гров покидает Intel, Билл Гейтс фактически передает управление корпорацией Microsoft Стиву Болмеру, и в Nike произошло то же самое. Топ-менеджеры словно передают друг другу олимпийский огонь, чтобы нести его все дальше и дальше».

Но инвесторы Nike на Нью-Йоркской фондовой бирже пока не доверяют оптимистичным заявлениям аналитиков, предпочитая минимизировать риски. Еще до официального объявления об уходе Фила Найта с постов президента и исполнительного директора Nike инсайдеры начали сброс акций, опустив их котировки на $0,99 до $85 за штуку. После выхода пресс-релиза компании примеру инсайдеров последовал почти весь рынок, и стоимость акций Nike понизилась еще на $1.

Газета