22.11.2004

На Тишинке выбросили советское. Открылась выставка-ярмарка "Made in USSR"



В торговом комплексе на Тишинской площади открылась выставка-ярмарка советского искусства "Made in USSR". Посетившая ее ТАТЬЯНА Ъ-МАРКИНА решила, что ярмарке кое-чего не хватает.

Как только появилось известие о проекте "Made in USSR. Искусство, документы, быт. 1921-1991", да еще на Тишинке, в воображении сразу же нарисовалась пестрая картина блошиного рынка на советскую тему (каковой в этом месте раньше и существовал). И чтобы продавались телевизоры КВН с заполненной водой линзой перед экраном, рогатые телефонные аппараты из черного эбонита, тяжелые драповые пальто с воротниками из каракуля, флаконы из-под "Красной Москвы" и стопки почтовых карточек с артистами, артистками и репродукциями картин из Третьяковки. Ну и искусство, конечно,– живопись с рабочими и колхозницами, или какая-нибудь "Коммунальная кухня" Ильи Кабакова, или мрачные задворки Оскара Рабина.

На деле все оказалось гораздо скучнее. Кабаковская "Коммунальная кухня" выставляется в музее Майоля в Париже, выставка Оскара Рабина вот-вот откроется в Лондоне. Черный телефонный аппарат (около которого нужно стоять босиком в коридоре) был только один и не продавался. Неофициальное искусство было представлено единственным именем – работами Михаила Рогинского (не продается – некоммерческий проект). Получилось, что от советской эпохи, великой, ужасной и прекрасной, нам остался один соцреализм. Причем в своем самом "махровом" варианте – с пионерками, доярками и партийными съездами.

Соцреализм на ярмарке представлен густо – примерно половина из 20 собравшихся на ярмарке галерей занимаются им. Внимание на себя явно перетягивает галерея Леонида Шишкина: галерея начала заниматься официальной живописью советской эпохи раньше всех, раскрутилась, теперь проводит аукционы дважды в месяц и вообще выглядит очень "жирной". В том же секторе работает "Совком" – эта галерея выбрала более лирическую струю. "Новая галерея" преподносит соцреализм с украшающей его иронией. Чего стоит только "Девушка с поросенком" (конец 1950-х, изображена девочка, которая чешет босой ногой бок непристойно дрыхнущему поросенку, автор – лауреат Ленинской премии за восстановление Петродворца и Павловска Анатолий Трескин) или сладчайшая салонная "Девушка с лейкой" (конец 1950-х, изображена красавица, которая поливает цветы в окне сталинской высотки, автор – один из самых авангардных театральных художников Питера конца 1920-х годов Александр Сигал).

Сразу на нескольких стендах представлен сталинский академик Сергей Герасимов, в галерее Елены Жировой висят пейзажи Аркадия Пластова и эскиз Федора Решетникова. Цены на все перечисленное начинаются с $10 тыс. за небольшую работу. Тематическое полотно дороже. Маленькие "картон, масло" не известных никому мастеров – около $1 тыс. Нумерованные тиражи современных отпечатков с негативов классиков советской фотографии в галерее "Фотосоюз" – в среднем $300. Обнаженная красавица ныне здравствующего лауреата Госпремии, академика АХ Игоря Обросова – $6 тыс. (галерея Les Oreades). Самым дорогим произведением ярмарки является эскиз панно "Пролетарии всех стран, соединяйтесь" (1918) Казимира Малевича (экспертиза Третьяковки) – $500 тыс. Эскиз выставлен на стенде галереи "Новый Эрмитаж-1", единственной расширившей понятие "советское искусство" до авангарда. Здесь же "Скорбь" редкого на рынке Климента Редько (1923, $250 тыс.) и "Контррельеф с молотком" харьковского авангардиста Василия Ермилова.

Общее впечатление от ярмарки удалось сформулировать после посещения буфета – там были бутерброды с селедкой на черном хлебе. То есть это такой художественный жест. Но чай при этом был не в граненых, а в пластмассовых стаканчиках. Организаторы размахнулись мощно, но так в позе замаха и остались. Видимо, прошедшее "несоветское" десятилетие оказалось слишком коротким, чтобы перестать ненавидеть советское прошлое. Чтобы оно не вызывало стыд, желание от него избавится или на нем нажиться, а воспринималось просто как период в искусстве.




КоммерсантЪ