23.11.2004

Михаил Бергер не выдержал конкуренции с интернетом



Михаил Бергер В понедельник вышел в свет последний бумажный номер «Еженедельного журнала». По словам главного редактора издания Михаила Бергера, это не означает, что журнал больше не будет выходить. Он просто превратится в интернет-версию. Бергер назвал решение «в известной степени технологическим».

«Многие бумажные СМИ испытывают определенные сложности с распространением, не выдерживают конкуренции с электронными СМИ, в первую очередь с интернетом, – пояснил он в интервью радиостанции «Эхо Москвы». – В значительной степени решение о переходе журнала в электронный вариант – это ответ инвесторов и акционеров на вызов, на конфликт, который существует между событием и скоростью реакции на него».

Печатные издания не могут реагировать на мировые события так оперативно, как электронные СМИ, и зачастую публикации появляются лишь через несколько дней. «При современных скоростях это не устраивает ни читателей, ни владельцев журнала», – заметил Михаил Бергер.

Но внезапного обострения конфликта между печатными СМИ, тем более еженедельными журналами и интернет-изданиями, участники рынка и эксперты не видят.

«У меня есть сильные сомнения относительно несостоятельности офлайновой журналистики, – считает Евгений Ревзин, заместитель директора медиаподразделения РБК. – У любого носителя информации есть свои задачи. Безусловно, интернет быстрее. Радио тоже быстрее типографии, но изобретение радио не поставило под сомнение развитие печатных СМИ. Я не думаю, что печатной прессе что-то угрожает». «Конфликт между интернет- и бумажными СМИ существует, – считает Александр Плющев, шеф-редактор Lenta.ru. – Другое дело, он ли стал причиной закрытия «ЕЖ». Конфликт будет нарастать, и это совершенно очевидно.

Лидеры журнального рынка еще не ощущают угрозы со стороны интернет-СМИ, а аутсайдерам она не то что дышит в спину, она их душит. Но и лидерам придется меняться. Появление таких журналов, как «Все ясно», где картинок намного больше, чем слов, – сигнал журналам обычного формата. Ни одно новое достижение не убивает старое, это проверено историей. Они просто отъедают часть рынка и заставляют их видоизмениться. Говорили, что видео убьет кино – этого не произошло. Телевидение не убило театр. Так и интернет не убьет книжки, газеты и журналы. У «ЕЖ» есть интернет-версия, которая могла бы быть адаптированным вариантом, со своей лентой новостей. Но версия эта правдоподобна, и в ближайшем будущем, мне кажется, когда другие журналы будут переформатироваться и закрываться, они будут использовать то же объяснение».

«Нет противопоставления интернет-СМИ и бумажных изданий, – считает Илья Генкин, гендиректор компании «Медиалогия», занимающейся анализом и мониторингом СМИ. – Каждый из этих видов СМИ существует в своей нише, имея свою соответствующую аудиторию. Интернет-издания больше ориентированы на новости и, как правило, первичный комментарий. Читатель же традиционных СМИ предпочитает печатную прессу, поскольку она дает более глубокое освещение прошедшим событиям. Ведь журналист традиционного СМИ, не стесненный временными рамками, имеет возможность получить более полный бэкграунд».

По словам Михаила Бергера, это не единственная причина закрытия печатной версии журнала, но одна из наиболее существенных. Адрес сайта «Еженедельного журнала» в интернете останется прежним. В ближайшую неделю на сайте будут представлены материалы последнего печатного номера, а потом сайт будет видоизменен.

Большинство журналистов издания останутся работать и в электронной версии журнала.

«Такого рода заявление свидетельствует о том, – считает Андрей Григорьев, главный редактор журнала «Компания», – что команда «Еженедельного журнала» и его руководство никогда не рассматривали свой проект как коммерческое предприятие, а относились к нему как к сугубо информационному продукту. Если же предположить, что они все-таки не занимались альтруизмом, а имели в виду попробовать занять коммерчески-успешную позицию на рынке, то это заявление – неявное признание, что у них это не получилось».

Марина Носкович

Газета.RU