23.11.2004

Министр напугал ритейлоров. Глава Минсельхоза предложил регулировать работу сетей с поставщиками



Юлия Ярош
Ринат Сагдиев

У министра сельского хозяйства Алексея Гордеева накопилось недовольство тем, как торговые сети обращаются с производителями продуктов питания. В беседе с полпредом президента РФ Ильей Клебановым он назвал методы российских ритейлоров “нерыночными” и отметил, что их взаимоотношения с поставщиками должны регулироваться специальным законом.

Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев в прошлую пятницу встречался с полномочным представителем президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Ильей Клебановым. Один из вопросов, который обсуждали чиновники, касался работы розничных компаний с поставщиками, передало агентство “Интерфакс”. “Стране нужен закон, который бы регулировал работу торговых сетей и способствовал ограничению их негативного монопольного влияния на производителей”, — цитирует слова Гордеева “Интерфакс”. Министр отметил, что ритейлоры “диктуют производителям нерыночные правила игры”: устанавливают высокие торговые наценки, избирательно подходят к поставщикам, требуют плату за “вход” в торговую сеть.

Выяснить у Гордеева, готов ли Минсельхоз выступить разработчиком нового закона, вчера не удалось. Никто в министерстве также не смог прокомментировать, какими способами закон может решить перечисленные Гордеевым “негативные моменты”.

Опрошенные “Ведомостями” ритейлоры в один голос заявили, что “министр погорячился”. Гендиректор “Патэрсона” Юрий Яковчик заметил, что предложенный подход “антирыночный”. “Сети сейчас работают на крошечных процентах, — говорит он. — А действующие правила игры рыночные, даже если часть поставщиков, которая относится к сельскому хозяйству, не может их принять”.

“[Желание] заставить сети работать с поставщиками принудительно не имеет отношения к нормальной экономике”, — считает гендиректор “Перекрестка” Александр Косьяненко. Сети, по его мнению, закупают товары у определенных поставщиков не по своей воле, а в соответствии с потребительским спросом. “Конкуренция на розничном рынке привела к тому, что наценки стали минимальны”, — говорит он.

Зато идея Гордеева порадовала многих производителей. Андрей Хижняк, директор по маркетингу АВК “Эксима” (владеет Микояновским мясоперерабатывающим заводом) считает, что закон о торговых сетях нужен. “Сейчас вся инициатива находится на стороне сетей. Они все больше давят на производителей, и мы можем оказаться в ситуации, как в Европе и США: производители, которые не договорились с розничными сетями, обанкротились”, — беспокоится он. А президент крупной сахарной компаний говорит, что тендеры, которые проводят сети, совершенно невыгодны: иногда производители готовы отдавать сахар даже ниже себестоимости, лишь бы обеспечивать хоть какой-то сбыт и опередить конкурента.

А вот председатель правления консервного холдинга “ПомидорПром” Максим Протасов считает, что закон не нужен. “Сейчас происходит естественный отбор, в результате которого на рынке останутся только сильные сети и сильные производители”, — уверен он. “В разное время уже были усилия повлиять на розничный рынок административными методами, — говорит Яковчик из "Патэрсона". — Например, пытались регулировать наценки. Но, сколько помню, правительство всегда стояло за либерализацию”.



Ведомости