23.11.2004

Фармацевты не хотят платить. Американская Abbott снизила комиссионные разработчику технологий



Лейла Эббуд

Одна из крупнейших фармацевтических компаний США – Abbott Laboratories решила увеличить прибыль за счет снижения комиссионных партнерам. Итогом этого стал судебный иск от компании Cambridge Antibody Technology Group, которая возмущена снижением своих коми

Abbott Laboratories специализируется на производстве инновационных лекарств. Оборот компании в 2003 г. составил $19,7 млрд, чистая прибыль — $2,7 млрд.

Фармацевтический гигант Abbott купил немецкий концерн Knoll в 2001 г. Немцы еще в 1993 г. заказали в Cambridge Antibodi Technology синтезирование человеческих антител, которые могут быть использованы при производстве лекарств. Препарат для лечения артрита Humira, поступивший в продажу в 2003 г., производился в том числе и на основе разработок Cambridge. Лекарство сразу же начало приносить хорошую прибыль, поэтому в Abbott решили снизить отчисления компаниям-партнерам. Американцы начали с австралийской фирмы Peptech LTD, доказав, что что компоненты для Humira не подпадает ни под один из существующих патентов Peptech.

Следующей в списке значилась Cambridge. По условиям контракта 1993 г. Knoll выплачивал компании 5% дохода, полученного от продажи любого лекарства, созданного благодаря разработанным Cambridge технологиям.

В Abbott утверждают, что Knoll имел право снизить комиссионные с 5% до 2%, в случае, если патентом на основной способ синтеза антител будет не только Cambridge. Опираясь на этот пункт договора, Abbott считает, что может вычесть комиссионные, которые она платит Genentech Inc. и Serano AG^ из процентов Cambridge.

Разбирательство с Cambridge показывает, насколько сильно Abbott хочет добавить в свою копилку “непатентованных” препаратов прибыльную Humira. К примеру, одно из таких лекарств — Synthroid, нормализующее работу щитовидной железы, приносит ежегодно $610 млн дохода, а на антибиотик Biaxin, на который все патенты перейдут в руки Abbott в 2005 г., компания заработает около $1,2 млрд — столько же, сколько и на Humira. Аналитик Citygroup Мэтью Доддс считает, что Abbott затеяла процесс потому, что “компания не в состоянии повысить прибыли за счет новых лекарств и поэтому пытается выжать максимум из уже созданных препаратов”.

Подобный конфликт может иметь неприятные последствия для Abbott и нанести ее репутации непоправимый ущерб. По данным исследования фирмы Cambridge Healthcare & Biotech, в ноябре 2003 г. большинство топ-менеджеров компаний в индустрии биотехнологий поставили Abbott на последнее место в списке тех, с кем они предпочли бы сотрудничать. Однако Abbott утверждает, что это дело не повлияет на ее отношения с индустрией биотехнологий. “Мы заключаем около 50 контрактов в год и являемся хорошими партнерами для десятков компаний”, — заявила пресс-секретарь Abbott Мелисса Бротс. (WSJ, 22.11.2004, Николай Борисов)



Ведомости