24.11.2004

Читателей иностранной прессы в Москве намного больше, чем самих изданий



Практически все дистрибьюторы прессы считают, что потенциал столичного рынка распространения еще далеко не исчерпан. Причем, спрос на периодику не является неким абстрактным интересом к журнально-газетному чтиву. Чаще всего читателю необходима вполне конкретная информация, которую он, увы, не получает на лотках и в киосках. Это касается не только социально маркированных групп граждан, но и людей, объединенных этнической и национальной принадлежностью. Не надо быть социологом, чтобы заметить устойчивый рост различных общин и диаспор, проживающих в Москве. И у всех у них есть потребность в прессе на родном языке.
Национально ориентированные издания могут играть большую роль в жизни диаспоры, поскольку, с одной стороны, поддерживают ее связь с исторической родиной, а с другой, рассказывают о событиях внутри общины или сообщества, говорящего на одном языке.
По данным переписи населения 2002 г., в Москве проживает 10,383 млн. чел. Из них более миллиона составляют различные этнические и национальные группы из России и ближнего зарубежья, для которых русский язык не является родным. В этом сегменте населения украиноязычная группа самая многочисленная - 2,4% от официально зарегистрированных жителей Москвы. На втором и третьем месте по численности - татары (1,6%) и армяне (1,2%). Далее, по нисходящей, идут азербайджанцы (96 тыс. чел.), евреи (79 тыс. чел.), белорусы (59 тыс. чел.) и молдаване (37 тыс. чел.). Кроме того, по данным правительства Москвы, ежегодно в столицу прибывает до 3 млн. чел., причем, не менее 600-800 тыс. чел. остаются здесь жить.
Всего временно проживающих в Москве из стран СНГ, по разным данным, от 800 тыс. до 4 млн. чел. Но даже если не учитывать гостей и нелегалов, то и объем занесенной в реестры аудитории весьма внушителен. Издателями и распространителями этот рынок практически не охвачен. Пресса на молдавском, украинском, армянском и других языках, как правило, доставляется по внутренним каналам диаспор и реализуется на встречах, национальных праздниках и т.д., то есть, не регулярно. Впрочем, надо отметить, что все традиционные для Москвы диаспоры знают русский язык и потому частично утоляют информационный голод, читая российские газеты и журналы. Отдельно нужно сказать о национальных группах китайцев, вьетнамцев и африканцев. У этих групп самые высокие темпы роста. Согласно отчету Института стран Азии и Африки, количество столичных китайцев, например, достигает 300-400 тыс. чел. (официально - 40 тыс. чел.). Для распространителя - это огромный невыработанный ресурс. Хотя, разумеется, работа на этом рынке осложняется нелегальным положением большинства людей из данной группы.
В гораздо более привилегированном положении находятся постоянно проживающие в Москве иностранцы из дальнего зарубежья, которых, по официальной статистике, насчитывается около 6 тыс. чел. В реальности их, конечно, на порядок больше, если учитывать приезжающих в гости, на учебу, или в туристических целях. Но все равно эта аудитория, в сравнении с диаспорами с Кавказа и азиатских стран, невелика.
Плюс данной аудитории в том, что почти все входящие в нее люди говорят по-английски и могут читать ведущие мировые издания, имеющие в Москве налаженные каналы доставки. По данным аналитической службы ГК "Логос", к первой и самой активной группе проживающих в Москве иностранцев из развитых капиталистических стран, принадлежат молодые преподаватели языков - американцы, англичане, канадцы и австралийцы. В основном, эти 400-500 чел. преподают в сетях официальных западных колледжей. Ко второй группе относятся менеджеры среднего возраста. Количество иностранцев в этой группе трудно подсчитать, но именно они являются на данный момент самой многочисленной категорией иностранцев в Москве. Преимущественно, это люди среднего возраста, очень обеспеченные. В нашей столице они либо в длительных командировках, либо налаживают деловые долгосрочные контакты, либо работают в российских компаниях. Еще одна группа - постоянно проживающие экспатрианты - англичане, американцы, ирландцы. Их несколько сотен, как правило, они имеют в Москве свой бизнес, но, даже живя больше десяти лет, плохо знают русский язык. Англоязычная пресса является для них наиболее важным источником информации, как и для последней в этом ряду группы - иностранных студентов.
Обслуживают потребность обеспеченных иностранцев в зарубежной периодике несколько операторов. Самыми крупными поставщиками иноязычной прессы являются АРЗИ (Агентство по распространению зарубежных изданий) и "Международная книга" ("МК-периодика"). Они доставляют издания только по подписке. Главным недостатком такого типа доставки являются временные задержки. Другая компания, "Информ-Курьер доставка", присылает потребителю прессу с курьером более оперативно, но - в ограниченном ассортименте (всего 50 изданий). Розничными продажами зарубежной прессы на территории Москвы занимаются еще три организации. Крупнейший игрок на розничном рынке - компания "Press Point". Она распространяет издания, как в розницу, так и по подписке. Ассортимент (310 изданий в год) состоит из газет и журналов различных тематик, из восьми стран: Великобритании, Германии, Франции, США, Италии, Испании, Швейцарии и Японии.
Важное преимущество этой компании в том, что некоторые доставляемые ею газеты печатаются в Санкт-Петербурге раньше, чем в стране издания. Средняя стоимость изданий в сети "Press Point" - 3,5-5 у. е.
Торгует зарубежной прессой и сеть книжных магазинов "Букбери". Здесь присутствуют только журналы на английском языке. Есть также специализированный магазин по продаже оригинальных журналов ведущих издательств Европы и Америки. Павильон расположен в переходе под Савеловской эстакадой. Издания сюда поставляются по собственным каналам в течение 1-2 недель со дня выхода.
Здесь важно отметить, что ряд групп потребителей и вне розницы имеет полный доступ к национальной прессе. В отдельных случаях ее в полном объеме поставляют в организованном порядке напрямую из своей страны. Поставки финансируются государством, либо торгпредствами и филиалами транснациональных корпораций, расположенных в Москве.
На данный момент спрос на издания на английском языке является самым большим по сравнению с другими иностранными языками. Но в то же время издания на английском языке доступны их обеспеченным потребителям, продаются во всех крупных торговых центрах. Сложности с англоязычной прессой возникают только в связи с не всегда оперативной доставкой. А вот издания, рассчитанные на крупные языковые группы, диаспоры, приходят в Москву в недостаточном объеме. Удовлетворить этот спрос вполне возможно, при наличии развитых сетей и инвестиционных ресурсов.

Данила Гаев, информационный бюллетень "Курьер"