24.11.2004
МТС

МТС побила свой рекорд по прибыльности



Юлия Белоус

Обнародованные вчера финансовые результаты крупнейшего российского сотового оператора МТС по итогам III квартала приятно удивили аналитиков. Компания продемонстрировала самый высокий показатель прибыльности за всю свою историю. Этого удалось достичь за счет экономии на масштабе и пересмотра взаимоотношений с дилерами.


Выручка МТС в III квартале 2004 г. увеличилась по сравнению со II кварталом на 18,3% и составила $1,086 млрд, чистая прибыль выросла на 26,5% – до $338,3 млн, EBITDA увеличилась на 21,7% – до $634,8 млн, маржа EBITDA составила 58,4% против 56,8% во II квартале. Капитализация МТС по состоянию на 23 ноября – $14 млрд. По данным на 22 ноября МТС обслуживала 28,85 млн абонентов в 64 регионах страны. При этом имеющиеся лицензии позволяют ей работать в 87 регионах из 89. Ее основные акционеры – АФК “Система” (31,1%) и дочерняя компания Deutsche Telekom – T-Mobile International (25,15%).

Аналитики ожидали, что чистая прибыль МТС за III квартал составит $270-300 млн, выручка — $1,04-1,074 млрд, а рентабельность EBITDA — 56-57%. Однако компания превысила эти прогнозы по всем показателям, а маржа EBITDA достигла рекордного показателя за всю историю компании — 58,4%. В самой МТС одним из определяющих факторов увеличения рентабельности называют внедрение новой схемы выплат дилерской комиссии в Москве в течение II и III кварталов этого года. Она была направлена на снижение количества “одноразовых” контрактов, когда абоненты покупали SIM-карту, выговаривали бонусные деньги, а затем выбрасывали карту. Теперь МТС платит за каждого подключенного абонента вознаграждение дилерам в размере около $20. Однако спустя полгода оператор может забрать эти деньги обратно в том случае, если трафик абонента не превысил размер выплаченного вознаграждения.

Действительно, отмечает руководитель отдела по работе со СМИ и связям с общественностью “Евросети” Татьяна Гуляева, благодаря этой схеме количество продаж “одноразовых” контрактов уменьшилось так как дилеры стали заинтересованы в привлечении качественных абонентов. Однако дилеры были далеко не в восторге от новых правил работы. “Доходность дилеров упала в разы. Мы чувствуем по рынку глобальную нелояльность к оператору в связи с этой схемой”, — отмечает Гуляева.

Президент МТС Василий Сидоров считает, что на финансовые результаты компании в первую очередь повлияли рост абонентской базы и экономия на масштабе. “Чем в большем количестве регионов работает оператор, тем ниже расходы на рекламу и, соответственно, ниже затраты на привлечение абонентов”, — отмечает старший аналитик “УралСиба” Константин Чернышев. Кроме того, подчеркивает Чернышев, запуск сетей требует гораздо больше средств, чем просто их поддержка. По мнению аналитика Объединенной финансовой группы Алексея Яковицкого, на финансовых результатах МТС также положительно сказалась реорганизация управленческой структуры компании, начатая год назад.

Президент МТС не уверен, что ему удастся сохранить столь высокий уровень рентабельности в долгосрочной перспективе. “Эффект от сокращения издержек нивелируется многими факторами, в том числе инфляционным процессом. Однако мы считаем, что нам удастся удерживать этот показатель в среднем на уровне 55%”, — заявил Василий Сидоров “Ведомостям”.

Константин Чернышев согласен, что МТС вряд ли сможет удержать рентабельность на нынешнем уровне: “Скоро прирост абонентской базы замедлится, и операторы, чтобы удержать своих клиентов, должны будут повышать затраты на их обслуживание”.

Инвесторы неоднозначно отреагировали на финитоги МТС. После объявления результатов акции компании выросли на 3,5%, то через три с половиной часа после открытия биржи курс акций резко снизился, оказавшись почти на 2% ниже уровня закрытия вчерашних торгов.



Ведомости