25.11.2004

А.Лившиц: На чем мы ездим



А.Лившиц А смотря кто. У зажиточных - машины, сделанные за рубежом. В 2003 году их доля в продажах дошла почти до 40%. Другие рады иномаркам, собранным в России (5%). С подержанными авто гораздо хуже. Задавлены пошлинами. Импорта почти не видно. Удел всех остальных - аппараты марки ЖМВ ("Жигули"-"Москвич"-"Волга").

Перспектива - экспансия новых зарубежных машин. Недорогих. Особенно японских, корейских, немецких. Вытеснение ЖМВ. Куда им против свежих БМВ... На пошлины уповать нечего. Подъем исключен. А снижение возможно. Ибо переступаем порог ВТО.

Наша ниша, конечно, еще вполне приличная (55%). Но неумолимо сжимается. Сохраняем сбыт только потому, что народ привык. К ЖМВ. Опять же ремонт, запчасти... Да и денег мало. Не хватает на "Форды" с "Тойотами". Пока. Чем скорее разбогатеет, тем больше проблем. У отечественного автопрома. Таков прогноз специалистов.

Иначе говоря, они будут привозить. Комфортабельные автомобили. В Россию. А мы будем вывозить. Деньги и рабочие места. За границу. На радость тамошним изготовителям. Что, по-моему, неприемлемо.

Кто виноват? Никто. Что делать? Привлекать зарубежных инвесторов. Выпускать на своей территории. Современные иномарки.

Процесс идет. Лет через пять могут занять до 15% рынка. Отрадно. Но совершенно недостаточно. Опаздываем. Проигрываем импортерам. Отдаем им внутренний спрос.

А ведь ситуация отнюдь не уникальная. Встречалась и в других странах. Например, в Чехии. Когда там озаботились судьбой "Шкоды". И решили: будем продавать.

Сделка была интересной. "Фольксваген" обошел других претендентов. Поскольку принес десятилетнюю инвестпрограмму на 6.5 млрд. долл. Сразу отдал 340 млн. долл. Получил 30% акций. После чего ему сказали: стоп, господа немцы. Все остальное будет зависеть от вашего поведения. Вложили деньги, подняли выпуск, улучшили качество - получите следующий пакет. Затем еще один. По той же схеме. И так далее.

"Фольксваген" заимел 100% акций лишь в 2000 году. Через девять лет после первой инвестиции...

Поначалу граждане возмущались. Как же, выкинули на рынок национальное достояние. Сдали иностранцам. Потом успокоились. Когда поняли, что обзавелись современным автозаводом. Обеспечивает своих потребителей. Много экспортирует. Поставляет валюту. Весомые налоги. А главное - рабочие места. Каждый третий чешский труженик так или иначе связан со "Шкодой". Так что выиграли все.

Российские изготовители выбрали иной путь. Собственностью не торгуют. Вцепились намертво. Зато увлекаются разными СП. Что тут сказать? Лучше, чем ничего. Все-таки движение. В правильном направлении. Но уж очень медленное.

Спрашивал: почему не пускаете варягов? Они при деньгах. И технологиях. Пусть забирают активы. Организуют производство. Учат нас, бестолковых, делать хорошие машины. Если сами не умеем.

Получил ответ: рады бы, да никого не затащишь. Отбиваются. Ну не знаю... В другие отрасли идут, а сюда - ни за что. Непонятно. Продать вдобавок можно все. Даже "Москвич". Вопрос только в цене. Наверное, нет желания. Делиться капиталом. С чужим дядей.

Хотят, похоже, другого. Отсидеться. Переждать трудные времена. Мол, на наш век бедных хватит. Люди неприхотливые. Возьмут и ЖМВ. Никуда, кстати, не денутся. Поскольку порадело родное государство. Соорудило забор из высоких пошлин на подержанные иномарки. А зарубежных конкурентов выгнало за ворота.

Только, боюсь, не получится. Импорт новых машин + бум автокредитования - могучий таран. Сметет ЖМВ. На обочину рынка. Рано или поздно.

Что же выходит? Автозаводам создали тепличные условия. В надежде на приход стратегических инвесторов. А их как не было, так и нет. Ждали европейского качества. Не дождались. Рассчитывали на снижение цен. Или хотя бы на стабильность. Реально получили повышение. ЖМВ дорожают на глазах. Короче, соорудили оранжерею. В ней тепло и уютно. Только ничего не растет.

Стройка, отмечу, обошлась недешево. Ведь заградительную пошлину не соберешь. Ибо снимать ее не с кого. Завоз-то остановился. Стало быть, бюджет недобирает доходы. Страдают люди. Обреченные мыкаться в ЖМВ. С какой стати?

Надо бы убавить пошлины. Допустить в страну подержанные иномарки. Обострить конкуренцию. Может быть, тогда удастся растормошить отечественных автозаводчиков. Чтобы покой им только снился.

Финансовые известия