25.11.2004

Мосгордума перекроила столичные зоны, учитывая интересы городского бюджета



Вчера Московская городская дума приняла во втором и третьем чтениях закон "О едином налоге на вмененный доход для деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы". В ходе слушаний депутаты внесли серьезные изменения в этот документ. Новая редакция закона грозит операторам рынка 20-процентным ростом налоговой нагрузки на самые доходные рекламные щиты, расположенные на Садовом и Третьем транспортном кольце.

¤Этим летом Госдума приняла поправки в Налоговый кодекс, облагающие организации, которые занимаются распространением и размещением наружной рекламы, единым налогом на вмененный доход (ЕНВД). С 1 января 2005 года они вступают в силу, и операторам рынка "наружки" придется платить в местные бюджеты фиксированную сумму налога: 15% с вмененной им базовой доходности, установленной в размере 3 тыс. руб. в месяц за 1 кв. м печатной или полиграфической наружной рекламы и 4 тыс. руб. за 1 кв. м светового или электронного табло. Право определять итоговую величину дохода, с которого "наружники" должны платить ЕНВД, Госдума отдала субъектам федерации -- им надлежит с помощью специального коэффициента К2 до конца этого года отрегулировать значение вмененного дохода на своей территории.

.Поначалу новые поправки в Налоговый кодекс встревожили рекламистов. Они неоднократно заявляли, что местные власти могут разорить большинство мелких и средних игроков рынка "наружки", безосновательно завысив коэффициент К2. Дело в том, что доходность рекламных щитов, расположенных в центре города, в несколько раз выше, чем у тех, которые расположены в "спальных" районах. В компаниях опасались, что при расчете коэффициента К2 это обстоятельство не учтут. Однако после первого чтения Мосгордумой проекта закона "О едином налоге" выяснилось, что власти учли требования операторов. Депутаты предложили варьировать К2 от 0,1 до 1 в зависимости от того, где расположен рекламоноситель: город поделен на семь зон, наибольший коэффициент будет применяться в центре, наименьший -- на окраинах. Операторы рынка тогда поспешили заявить, что "закон адекватно отражает градацию цен в московской 'наружке'".

Вчера Мосгордума проголосовала за принятие проекта закона "О едином налоге" сразу во втором и третьем чтениях. Одновременно в него была внесена принципиально важная поправка, по-новому определившая границы семи столичных рекламных зон. Наиболее заметных изменений два: Садовое кольцо переведено из третьей во вторую зону, что привело к увеличению коэффициента К2 с 0,5 до 1; Третье транспортное кольцо выведено из четвертой зоны в третью, что увеличило К2 с 0,3 до 0,5. "До сих пор зональность в наружной рекламе определяло правительство Москвы. Однако документом высшей юридической силы является закон, и было решено внести перечень зон в принятые нами поправки",-- заявил Ъ депутат Мосгордумы Александр Крутов.

Эксперты рынка не сомневаются, что, меняя зональность при размещении "наружки", московские власти хотят увеличить поступления в бюджет. "Очевидно, что передел зон размещения наружной рекламы нацелен на увеличение налоговых поступлений,-- говорит гендиректор агентства 'ЭСПАР-Аналитик' Андрей Березкин.-- Наиболее значительным рост налоговой нагрузки будет у крупных компаний, в первую очередь у News Outdoor, которой принадлежит до 90% рекламных конструкций на Садовом и Третьем транспортном кольце, а также компаний 'Вера & Олимп' и 'Расверо'".

По оценкам экспертов, налоговая нагрузка в новых условиях может заметно возрасти. "Для конструкций, которые перейдут из одной зоны в другую, налоговая нагрузка увеличится приблизительно на 20%",-- прогнозирует председатель комитета рекламы Владимир Макаров. Операторы рынка не отрицают, что попытаются компенсировать рост налогов повышением цен на рекламу. "Мы будем учитывать этот фактор в нашей коммерческой политике,-- отметил гендиректор News Outdoor-Russia Сергей Железняк.-- Повышение цен может стать одним из решений".

Не исключено, что поднять цены придется еще по одной причине. "Вероятно, что в соответствии с новой зональностью мы должны будем внести соответствующие изменения в механизм уплаты арендной платы за право пользование рекламными местами",-- говорит Владимир Макаров. По его словам, правительство Москвы может принять соответствующее постановление еще до конца этого года.

ТИМУР БОРДЮГ

КоммерсантЪ