25.11.2004

ЕНВД для рекламы. Применять наружно



Нечасто налоговики разъясняют нормы НК РФ, которые еще не вступили в силу. Отступить от традиции заставил единый налог на вмененный доход на распространение наружной рекламы. В письме МНС России от 10.11.04 № 22-0-10/1760 фискалы разъяснили ряд принципиальных вопросов, касающихся новой редакции главы 26.3 НК РФ. Комментарии по другим спорным моментам корреспондент "УНП" получил в Минфине России.

Напомним, что с 1 января 2005 года субъекты РФ могут перевести на "вмененку" распространителей наружной рекламы (см. Федеральный закон от 29.07.04 № 95-ФЗ). Похоже, что новация будет востребована. Мы провели опрос в десяти регионах и выяснили, что соответствующие законы уже приняты в Свердловской, Ростовской, Иркутской, Оренбургской областях и в Красноярском крае. В Нижегородской и Ульяновской областях нам заявили, что законы о "вмененке" и наружной рекламе появятся в ближайшее время. В Москве проект такого городского закона прошел первое чтение 10 ноября. А в Санкт-Петербурге планируют ввести ЕНВД для наружной рекламы со второго квартала будущего года. И только в одном из десяти регионов - в Московской области - законодатели отказались от идеи облагать "наружку" единым налогом.

Подчеркнем, что депутаты разных субъектов РФ, не сговариваясь, в унисон сокрушались: в ходе обсуждения проектов возникла масса вопросов к администрированию налога. Будет ли подпадать под ЕНВД собственная реклама фирмы, размещенная на офисном здании? Считать ли "наружкой" рекламу на городском транспорте? Следует ли облагать ЕНВД рекламу в метро? Чем является рекламный щит, на котором можно поочередно демонстрировать несколько картинок, - электронным табло (базовая доходность 4 тыс. рублей) или полиграфической и печатной продукцией (базовая доходность 3 тыс. рублей)?

Получается, что разъяснения, данные МНС России в письме № 22-0-10/1760, оказались весьма кстати. Правда, документ ответил только на два вопроса. Во-первых, налоговики разъяснили, что под ЕНВД не подпадает собственная реклама фирм, - перейти на "вмененку" должны только те предприниматели и организации, которые получают доходы от предоставления рекламного места. Во-вторых, налоговики полагают, что ЕНВД не грозит рекламе на троллейбусах, поскольку под действие "вмененки" подпадает лишь реклама, расположенная на "стационарных технических средствах". Кстати, в документе приведены примеры таких средств: щитовые установки, наземные и настенные панно, крышевые установки, афишные тумбы и транспаранты-перетяжки.

Ответы на прочие актуальные вопросы корреспонденту "УНП" удалось получить в отделе имущественных и прочих налогов Минфина России. В частности, специалисты министерства заявили, что реклама в метро под действие ЕНВД не подпадает: "К наружной рекламе относятся только те конструкции, которые расположены на зданиях и сооружениях. А щиты в метро расположены внутри сооружения".

Что же касается определения статуса щитов со сменными картинками, то сотрудники Минфина посоветовали обратиться к разрешительным документам, в которых указан тип конструкции. "Хотя логика подсказывает, что если на одной стороне щита попеременно демонстрируются три картинки, то при расчете налога площадь информационного поля нужно будет умножить на три", - предположили в Минфине. Заметим, что той же логики придерживаются специалисты отдела региональных и местных налогов и сборов УМНС России по Нижегородской области. А вот налоговики из Москвы и Санкт-Петербурга отказались обсуждать тонкости администрирования налога прежде, чем региональные законы вступят в силу.

Сергей Новиков. «Учет, налоги, право»

Новости наружной рекламы