29.11.2004

Православные архангелогородцы возмущены новой социальной рекламой



В Архангельске православные люди возмущены рекламным плакатом, изображающим известный сюжет распятия Христа.

Пресс-служба Архангельской епархии получает запросы и отклики в связи с появлением на улицах Архангельска щитов с изображениями, напоминающими известный сюжет распятия Христа (социальная реклама против наркотиков "Воскреснуть не удастся"). Сайт Архангельской епархии полностью опубликовал текст одного из таких откликов. Мнение автора пресс-служба вполне разделяет.
"Я, конечно, разделяю беспокойство авторов плаката в связи пугающими масштабами распространения наркомании в нашей стране. Однако в связи с появлением этого плаката хотим высказать следующее. Использование любого художественного или религиозного образа не может не находиться в связи с его внутренней логикой, его содержанием. Не говоря уже о том, что, используя тему религиозную, авторы не могут не задуматься о том, как это воспримут люди верующие, для которых тема распятия Христа не является просто каким-то образом, картиной – это в первую очередь предмет веры и религиозного поклонения. Для христиан смерть Христа – это победа жизни над смертью, сам крест – орудие спасения людей; и то и другое не мыслится православным верующим вне связи с последующим Воскресением Христа. На плакате же авторы, видимо, мало знакомые с символикой и смыслом Распятия сделали его фактически символом глупой и бессмысленной смерти от прередозировки наркотиков. Нельзя такую тему, которая в Православии является средоточием религиозной идеи делать образом бессмыслицы.
Отдельного замечания требует сам слоган на плакате: "Воскреснуть не удастся". Честно говоря, сразу вспоминается хрестоматийный пример из гипотезы лингвистической относительности Б. Л. Уорфа: таблички на дверях, гласившие "Выхода нет", по совету социологов заменили табличками "Выход рядом", что на несколько процентов понизило число самоубийств в Лондоне. Наверное, для подобной темы (наркотики) лучше подобрать какое-нибудь изображение с надписью "Воскресение есть!" Потому что в данном случае сказывается незнание психологии среднестатистического наркомана. Наркоман – это человек, который или смутно, или явственно осознает, что занимается саморазрушением, фактически самоубийством. Он и так идет по жизни, размахивая тряпкой с надписью "Да, я хочу умереть. И воскреснуть не удастся". Очень сомнительно, что такая надпись кого-то остановит. Скорее, она добавит остроты ощущений в таком восприятии жизни. Кстати, Церковь может гораздо более "продвинуто" поговорить с наркоманом на тему смерти, если уж о ней зашла речь. "Если уж ты ищешь смерти, то умри для греха, для разрушающих тебя страстей" - примерно так может она сказать заблудившемуся молодому человеку. Право, это гораздо сложнее и интереснее.
Что касается того, как выглядит этот плакат в глазах верующих, то предложу авторам плаката следующее: взять фотографию близкого человека, склеить фотомонтаж, будто его переехала машина, а потом сделать из всего этого социальную рекламу ГИБДД о том, что надо улицу в положенном месте переходить. Может быть, тоже циничная, но действенная аналогия. Вообще, вся эта ситуация еще раз говорит о настоятельной необходимости создания консультационного совета по рекламе в нашем городе, куда бы вошли представители власти, рекламных студий, работники культуры, духовенство. Все, что изображается сегодня на рекламных стендах в городе – дело не только того, кто заплатил за это деньги".

REGNUM.RU