29.11.2004

Неизвестный россиянин купил Mercedes 1966 года за 500 тыс. евро



Засеките олдтаймеры. Коллекционные авто уезжают в Россию

Георгий АЛЕКСЕЕВ

Mercedes В России была совершена одна из крупнейших сделок по приобретению раритетного автомобиля. Редкий, выпущенный без малого четыре десятилетия назад, Mercedes обошелся российскому гражданину более чем в 500 тыс. евро. Судя по тому, что за последний год в Россию было ввезено свыше десятка антикварных машин стоимостью, приближающейся к полутора миллионам долларов, российский рынок коллекционных автомобилей находится на небывалом подъеме.

Запали на "пагоды" и "крылья чаек"

Очередным редким автомобилем, купленным более чем за полмиллиона евро сохраняющим инкогнито российским коллекционером, стал лимузин Mercedes-Benz W100 Pullman 1966 года выпуска. Его уникальность заключается в том, что он выполнен с редким типом кузова "ландо" (т.е. передняя часть у этой машины закрытая, а задняя - отрытая, как у кабриолета) и за всю историю таких машин было произведено 59 штук. До того, как эта машина попала в гараж российского коллекционера, она принадлежала президенту африканской республики Кот-д'Ивуар, которому в свое время была сделана по специальному заказу.

Представители российского автомобильного коллекционного бюро "Хромов Коллекшн", которые являлись посредниками при совершении этой крупной сделки, утверждают, что только за последний год в Россию было ввезено несколько десятков раритетных машин ценой, порой превышающей отметку в полмиллиона долларов. На недавней устроенной для журналистов презентации представители бюро продемонстрировали, например, купленный одним из российских коллекционеров за 600 тыс. евро знаменитый Mercedes-Benz 300SL (W198) "Gullwing" ("Крыло чайки"), прозванный так за оригинально открывающиеся вверх двери, 1954 года выпуска.

Другой интересный автомобиль - Mercedes-Benz 300 (W186) 1951 года выпуска, который в свое время считался самым большим и быстрым немецким серийным автомобилем. Когда-то им любил пользоваться знаменитый канцлер Германии Конрад Аденауэр, со временем машина стала неофициально называться его именем. Автомобиль этой модели был куплен одним из российских коллекционеров за 350 тыс. евро. А выпускавшийся в конце 1960-х Mercedes-Benz 280SL, прозванный "Пагодой" за оригинально вогнутую крышу, стоит сейчас больше 200 тыс. евро. Недавно сразу несколько таких машин обзавелись владельцами из России. Словом, гаражи наших соотечественников активно пополняют редкие коллекционные автомобили.

Не путать старье со стариной

На Западе коллекционирование классических автомобилей или так называемых олдтаймеров - занятие уже давно признанное и распространенное. Во всем мире коллекционеров такого рода раритетов сейчас десятки тысяч, а общие обороты этого бизнеса исчисляются миллиардами долларов.

Коллекционирование автомобильной классики - отдельный мир со своими законами, понятиями, иерархией. Коллекционеры прежде всего просят не путать их с собирателями старых машин, которых они при личной встрече называют энтузиастами, а за глаза - старьевщиками.

Как правило, энтузиаст либо получает классическую машину от умершего престарелого родственника, либо находит ее полусгнившей в каком-нибудь богом забытом сарае. Энтузиаст самостоятельно доводит машину до ума, приспосабливая к ней любые подходящие детали - старые или новые, отечественные или импортные. С коллекционными авто - все совсем по-другому. Здесь у каждой машины своя родословная. На соответствующих бумагах зафиксировано имя каждого владельца. Но главное - все до самого последнего винтика оригинальное, выпущенное исключительно на заводе-производителе. Если же оригинально произведенных запчастей не удалось достать, то они изготавливаются в специализированных мастерских в строгом соответствии с заводской технологией. В результате просто старый, на ходу и выглядящий вполне прилично классический автомобиль может стоить 30-40 тыс. долларов, а такая же коллекционная модель - 300-400 тысяч.

Высокая Nota

Основным понятием в мире автомобильного коллекционирования является показатель состояния машины. Он измеряется шкалой Note 1-5. Note 5 по понятиям коллекционеров - "полный металлолом", Note 4 - "металлолом на ходу", Note 3 - оригинальный автомобиль, никогда не подвергавшийся реставрации, Note 2 - реставрированный автомобиль в очень хорошем состоянии. И наконец, Note 1 - автомобиль, имеющий степень сохранности или ремонта, равноценную новому авто. Чтобы достичь состояния Note 1 или 2, восстановлением автомобиля должен заниматься авторитетный реставратор, всемирно уважаемый специалист. Распространенная практика - когда один профессионал специализируется на реставрации отдельной модели. Таких людей называют монореставраторами. Например, в Германии уже сложились целые династии таких специалистов. Кто-то из них специализируется на восстановлении стильного и популярного у коллекционеров Jaguar E-Type, Serie 2 начала 1960-х, а кто-то славится своим умением реставрировать знаменитый Mеrcedes Pullman 1970-х.

Cерьезные реставраторы славятся способностью максимально скрупулезно следовать даже мельчайшим нюансам оригинальной технологии легендарного производителя. Так, на некоторых моделях Bentlley 1950-х годов некоторые детали, например ручки дверей, хромировались исключительно женскими руками - считалось, что женская работа более тонкая и изящная, - и на обратной стороне таких деталей ставилось индивидуальное клеймо мастера. Авторитетный монореставратор поступает точно так же: привлекает женщин к хромированию деталей и точно так же метит каждую деталь клеймом мастера.

Тяжелая и легкая классика

Рынок классических автомобилей поделен на то, что специалисты называют тяжелой и легкой классикой. Тяжелой классикой называют машины, произведенные до Второй мировой войны (называются они так, потому что их тяжелее реставрировать), легкая классика - машины, выпущенные в послевоенные годы. Если лет 10-20 назад было очень престижно иметь в коллекции довоенные автомобили, то сейчас во всем мире наблюдается подъем спроса на легкую, послевоенную классику.

Один из самых ярких примеров последней - это уже упомянутый автомобиль Mercedes-Benz 300SL (W198), заветная мечта большинства коллекционеров мира. Машина эта, известная под названием "Крыло чайки", заслуженно считается одной из самой выдающихся моделей за всю историю мирового автомобилестроения. Несколько лет назад международное жюри из ведущих мировых журналистов, дизайнеров и коллекционеров признало эту модель автомобилем столетия.

Этот роскошный спортивный автомобиль выпускался на протяжении всего трех лет: с 1954 по 1957 год, являя собой настоящее чудо, возникшее из руин послевоенной Германии. Чудо в те времена стоило очень недешево - 50 тыс. марок. За такие деньги в те времена в Германии можно было купить целое поместье. Gullwing буквально поразила современников своим дизайном. Прежде всего это были, конечно, двери. Они совсем необычным образом крепились к крыше и поднимались вверх. Такого мировой автопром еще не знал! Впечатление дополнял хищный, целеустремленный и напористый облик, вызывающий у современников бурю восторженных эмоций.

По машине начинает сходить с ума весь мировой бомонд. Иметь ее считают делом чести короли, политики, звезды кино. Позабыв свой любимый Caddy, на машине начинает ездить Элвис Пресли, на официальных приемах появляется король Испании Хуан Карлос, часто на Gullwing видят Софи Лорен, Пабло Пикассо.

В общей сложности за всю историю было выпущено 1400 Mercedes-Benz 300SL. К сегодняшнему дню их сохранилось чуть более 500, и, без преувеличения, любой автомобильный коллекционер мира мечтает иметь у себя эту машину. О популярности ее среди собирателей свидетельствует тот факт, что, по словам специалистов, на рынке олдтаймеров сейчас вращается свыше пяти тысяч (!) подделок Gullwing, которые были произведены уже в наше время.

Цена коллекционного Mercedes-Benz 300SL - одна из самых высоких на рынке. Подделку можно купить за 100-200 тыс. долларов, в то время как настоящий автомобиль в идеальном состоянии (Note 1) обойдется не меньше чем в 400-500 тыс. евро.

Все подряд - не коллекция

Примечательно, что в формировании коллекций классических автомобилей также существуют свои законы. Считается плохим тоном собирать подряд редкие машины без какого-либо системного подхода. Коллекционеры выбирают для себя приоритеты: например, один российский коллекционер поставил перед собой задачу собрать все послевоенные кабриолеты Mercedes-Benz (всего их было 9 моделей). А другой стремится собрать все модели послевоенных родстеров Mercedes.

Кстати, коллекционирование редких автомобилей - хороший способ вложения средств. Как антикварные вещи такие машины с каждым годом растут в цене. По словам специалистов, как минимум рост стоимости редких коллекционных машин в среднем составляет 15%. Мировой рынок коллекционных автомобилей в ближайшие годы безусловно будет продолжать расти, считают специалисты. Прежде всего за счет того, что перед ним открываются новые регионы сбыта. Так, известные продавцы машин-олдтаймеров с большой надеждой смотрят на Россию, а также на Китай, где в последние годы наблюдается небывалый подъем спроса на эксклюзивные товары класса люкс.

Финансовые известия