29.11.2004

Импортеры ответят за товар



Депутаты Госдумы в пятницу единогласно приняли в третьем чтении поправки к закону "О защите прав потребителей". По оценке специалистов, обновленный российский закон будет самым жестким документом по отношению к поставщикам товаров и услуг в мировой практике. Крупнейшие импортеры уже обещают создать "антилобби" для противодействия новым положениям закона.

Поправки готовили специалисты Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Главным своим достижением авторы поправок считают наложение ответственности за некачественный товар на оптовое звено. Согласно обновленной редакции закона, ответственность за брак несут не только производитель и продавец, но и импортер или дистрибутор.

Оптовики восприняли нововведения по-разному. "Самое главное последствие для нас – рост числа судебных исков по статье 'продукт ненадлежащего качества',– говорит специалист по связям с общественностью ЗАО 'Карнэт-2000' (импортер Hyundai) Иван Карпузов.– Сейчас они могут быть предъявлены к продавцу или производителю, на практике – к московскому представительству Hyundai. Если иски будут предъявляться нам, то придется вводить дополнительные штатные единицы юристов и инженеров по гарантии. Пока у нас был лишь один прецедент – клиент подал в суд на Hyundai, но по просьбе представительства мы сами занялись разбирательствами по делу. Судебный процесс сейчас идет".

В Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) считают, что импортеры лишь номинально включены в цепочку ответственных за качество товара: "Потребители по-прежнему будут обращаться с претензиями по качеству товара к непосредственным продавцам, потому что они ближе, и производителям, потому что проще будет договориться".

Отдельные импортеры не исключают возможности объединения усилий для создания "антилобби" новой редакции закона, которому еще предстоит пройти Совет федерации и быть подписанным президентом. Как заявил Ъ старший юрисконсульт группы компаний "Русьимпорт" (один из крупнейших поставщиков алкогольной продукции в РФ) Александр Акимов, "закон еще не принят окончательно, а потому паниковать рано": "Тем не менее если какие-то из пунктов документа будут серьезно затрагивать наши права, я не исключаю возможности, что импортеры объединятся ради отстаивания своих интересов на государственном уровне".

Другим существенным отличием обновленной редакции закона, по мнению разработчиков, стало закрепление на законодательном уровне возможности безусловного (как сказано в законе, "без объяснения причин") отказа потребителей от товаров дистанционной торговли – приобретенных в теле- и интернет-магазинах, а также по каталогам. Хотя представители крупнейших интернет-магазинов не увидели в новых положениях угрозы своему бизнесу. "Жаль, что новый закон не требует предоставления более конкретной информации о самой торговой компании. Следует обязать компании указывать на своих сайтах принадлежность ресурса, номер лицензии, юридический и фактический адреса",– заявил Ъ исполнительный директор Национальной ассоциации участников электронной торговли Антон Никольский.

Обязательство указывать на продуктах наличие генно-модифицированного сырья вызвало у производителей много вопросов. По словам директора по маркетингу АВК "Эксима" (владеет московским мясоперерабатывающим заводом "Микоян") Андрея Хижняка, решить проблему таким образом достаточно сложно. "К примеру, содержание в продукте 2% генно-модифицированной сои не показывает ни один анализ,– говорит Андрей Хижняк.– Поэтому принципиальных изменений не вижу. Как и раньше, этот вопрос остается на совести производителя".

Основных игроков российского рынка мясопереработки волнует ситуация с импортным сырьем. "Львиная доля импортных бройлеров вскармливается в основном той же модифицированной соей,– поясняет господин Хижняк.– При анализе куриного рулета из такого бройлера можно обнаружить генно-модифицированные компоненты, хотя формально продукт чист. Как поступать производителю в таком случае?"

"Россияне получили самый жесткий закон, защищающий их права как потребителей,– говорит председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.– Другой вопрос, что есть ряд проблем с его исполнением". По мнению господина Янина, низкий рыночный контроль со стороны государства, плохо работающие системы штрафов и инспекционного контроля, а также сокращение числа бюджетных информационных центров, разъясняющих гражданам их права, ведет к тому, что потребитель будет вынужден отстаивать свои права в суде. "Еще как минимум год российский бизнес может спать спокойно",– резюмирует Дмитрий Янин.

СВЕТЛАНА Ъ-МЕНТЮКОВА, ЕКАТЕРИНА Ъ-САФАРОВА, ДМИТРИЙ Ъ-КРЯЖЕВ



Что меняет новый закон

Поправки в закон "О защите прав потребителей" были вынесены правительством РФ на рассмотрение законодателей еще в начале года. Основные дополнения в закон касаются ответственности импортеров. Теперь они и производитель и продавец в равной степени отвечают перед потребителем за некачественный или испорченный товар.

В соответствии с внесенными поправками потребитель имеет право отказаться от приобретенного дистанционным образом (посредством теле- или интернет-магазина или каталога) товара без объяснения причин в промежуток времени от заказа до получения, а также в течение недели после его доставки просто потому, что товар не подходит или не нравится. Исключение составляют товары, сделанные по спецзаказу или в принципе не подлежащие обмену.

Производитель пищевых продуктов, использующий для изготовления своей продукции генетически модифицированные источники (ГМИ), отныне обязан размещать информацию об этом – независимо от количественного содержания ГМ-компонентов – непосредственно на упаковке продукта.




КоммерсантЪ