29.11.2004

Имидж России может стоить $1 млрд



Анна Николаева

В отличие от США, ежегодно выделяющих на поддержание своего имиджа порядка $1 млрд, Россия тратит на это всего несколько миллионов долларов. Эксперты призывают власти хотя бы “не размазывать” скудные бюджетные деньги и поручить заботу о репутации страны одной структуре.

В минувшую пятницу парламентарии, чиновники и эксперты обсуждали на “круглом столе” в Совете Федерации проблему международного имиджа России.

Директор по исследованиям и специальным проектам агентства “Имиджленд Edelman Public Relations” Евгений Кузнецов, принимавший участие в дискуссии, говорит, что сейчас мировое сообщество воспринимает Россию как “незначительный субъект мирового процесса, что не соответствует ощущениям отечественной элиты”. Запад не может простить России “грехи” СССР, к этому добавились обвинения в ограничении демократических свобод, разгуле коррупции, претензии по поводу методов урегулирования кризиса в Чечне. “В результате негативный образ мешает притоку инвестиций”, — резюмирует Кузнецов.

Но улучшение имиджа страны — затратное мероприятие, отмечает замдиректора департамента информации и печати МИД Михаил Троянский. Ссылаясь на экспертные оценки, он утверждает, что на “реабилитацию” в глазах мирового сообщества России необходимо в течение нескольких лет ежегодно тратить $1-1,5 млрд. В качестве примера Троянский привел США и Саудовскую Аравию, которые ежегодно выделяют на подобные цели соответственно около $1 и около $6 млрд.

Хотя “в прямые обязанности МИДа и входит формирование позитивного образа России”, Троянский не смог уточнить, сколько денег сейчас тратится на эти цели. Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Задорнов рассказывает, что в бюджете на 2004 г. расходы на формирование позитивного образа России прописаны отдельной строкой, “суммы по которой частично засекречены”. Но он смог пояснить, что речь идет о “нескольких миллионах долларов”.

Российские власти уже поднимали вопрос о формировании позитивного образа страны. Например, в 2001 г. тогдашний министр печати и информации Михаил Лесин анонсировал рекламную кампанию России в США. По словам эксперта, знакомого с замыслами Лесина, тот “собирался выбить около $10 млн”. Но патриотический порыв министра не вдохновил руководство страны. “Идея Лесина не вылилась в конкретный проект, и из бюджета деньги не поступили, не пожелали поддержать проект и бизнесмены”, — рассказывает бывший замруководителя аппарата правительства Алексей Волин.

Эксперты отмечают, что проблема имиджа России коренится не только в недостаточном финансировании. “У нас пока нет скоординированной государственной политики по формированию хорошей репутации страны и органа, который бы целенаправленно этим занимался”, — сетует руководитель международного комитета РСПП Александр Орлов.

Имиджем России действительно занимаются не только МИД, но и, например, государственное информагентство РИА “Новости”. Эксперт, попросивший не указывать его имя в печати, рассказал, что одним из проектов агентства стало размещение на автобусных остановках в Америке плакатов “с изображением афроамериканцев под лозунгом о том, что в России нет расизма”. Получить официальные комментарии в агентстве не удалось, но источник в РИА “Новости” называет эту информацию “бредом”. По его словам, агентство “заботится” об имидже страны, “организуя пресс-центры на международных экономических форумах”.

Правда, не все уверены, что Россия вообще нуждается в улучшении своего имиджа. “Тратить деньги [на создание позитивного имиджа] в условиях низких зарплат и тяжелой обстановки на Кавказе — это абсолютная глупость, которую придумали проходимцы”, — уверен руководитель думской фракции “Родина”, председатель одноименной партии Дмитрий Рогозин.



Ведомости