29.11.2004

Germanos хочет в Россию. Сеть салонов связи с оборотом больше $1млрд провела переговоры о покупке с "Евросетью" и DIXIS



Юлия Белоус
Игорь Цуканов

Один из крупнейших европейских продавцов сотовых телефонов — греческая компания Germanos рассматривает возможность выхода на российский рынок. Как удалось выяснить “Ведомостям”, Germanos уже сделал предложения о покупке ведущим российским сотовым дилерам.


Греческий дистрибьютор сотовых телефонов и аксессуаров Germanos работает в семи странах – Греции, Польше, Румынии, Болгарии, Македонии, на Украине и Кипре. Компании принадлежит более 830 салонов. Ожидается, что в 2004 г. оборот Germanos превысит $1 млрд.

“Мы планируем в 2005 г. выйти на рынки России и Турции”, — передало на прошлой неделе агентство Reuters слова исполнительного директора Germanos Джона Караянниса. Он отметил, что сейчас Germanos изучает возможность приобретения компаний в России.

Germanos уже успел от слов перейти к делу. “Эта компания вела с нами переговоры о продаже бизнеса, но за те деньги, которые они нам предложили, в России можно купить либо очень маленькую сеть салонов связи, либо находящуюся на грани банкротства”, — передал через свою пресс-службу председатель совета директоров крупнейшего российского сотового дилера “Евросеть” Евгений Чичваркин.

Подтвердили факт переговоров с Germanos и в DIXIS. Здесь стороны тоже не сошлись в цене. “Сумма, которую они предложили, нас не устроила”, — сказала руководитель службы по связям с общественностью DIXIS Татьяна Москалева. Как сообщили “Ведомостям” несколько участников рынка, Germanos также обсуждал возможность покупки с владельцами компании “Техмаркет”, однако PR-менеджер “Техмаркета” Оксана Хрусталь сказала, что продавать бизнес они не планируют.

В самом Germanos отказываются от комментариев по поводу возможных приобретений, мотивируя это тем, что пока только “исследуют российский рынок”. Как пояснил “Ведомостям” специалист Germanos по корпоративным делам Анти Трокуди, их компании интересен российский рынок, так как там “пока невысокий уровень проникновения услуг сотовой связи”.

“У нас высокие темпы развития мобильной связи, это и привлекает западных ритейлоров”, — говорит директор по маркетингу и рекламе компании “Максус” (брэнд “Связной”) Алексей Чеботок. “Кроме того, среднестатистический россиянин меняет мобильный телефон примерно раз в год, между тем как европеец делает это раз в 2,5 года”, — отмечает Чеботок.

“В России сложилась уникальная ситуация: если в Европе продажи мобильных телефонов контролируют сотовые операторы, то у нас все отдано на откуп дилерам”, — считает управляющий партнер группы компаний DIVIZION Павел Караулов. А Хрусталь из “Техмаркета” отмечает, что Germanos для поддержания ожидания инвесторов крайне необходимо расширение бизнеса. “В Европе это сделать уже практически нельзя, поэтому компания обратила внимание на нашу страну”, — говорит Хрусталь.

Участники рынка считают вполне логичным, что Germanos собирается приобрести уже работающую компанию. “Строить салоны связи самим будет достаточно сложно, к тому же тогда будет упущено время”, — говорит директор по маркетингу компании “Беталинк” Антон Володькин. “Germanos работает в Европе в основном по франчайзингу, российский же рынок к франшизе не готов, по крайней мере юридически”, — считает Хрусталь из “Техмаркета”.

“Для Germanos было бы разумно купить компанию, входящую в пятерку крупнейших сотовых дилеров”, — считает аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Однако, по его мнению, покупать лидеров рынка — “Евросеть” и “Связного” — не стоит. “Средств будет потрачено много, а окупаться они будут долго”, — отмечает Муртазин. К тому же, по его мнению, сейчас владельцев “Евросети” и “Связного” больше интересует развитие своего бизнеса, чем его продажа. Менее крупные компании, например DIXIS, более привлекательны в плане покупки. “DIXIS имеет большой потенциал, так как у него уже есть сложившийся брэнд и он начал работать в регионах”, — говорит Муртазин.

По мнению Евгения Чичваркина, Germanos несколько запоздал с выходом на российский рынок. “Им стоило это сделать 2-3 года назад”, — говорит он. Однако остальные сотовые дилеры считают, что у Germanos еще есть шанс занять вполне неплохую долю рынка. “Он [рынок] находится в стадии становления, здесь пока отсутствует явный лидер. Появление нового мощного игрока может изменить расстановку сил”, — считает Москалева из DIXIS.

Правда, как предупреждает Караулов из DIVIZION, успеху Germanos может помешать незнание специфики российского рынка. “Например, из-за наших больших расстояний у них могут возникнуть проблемы с логистикой”, — полагает он. А Муртазин отмечает, что если Germanos не изменит свои представления о стоимости бизнеса в России, то может упустить момент для выхода на рынок. Сейчас, по оценке Муртазина, компания уровня DIXIS стоит около $20-25 млн, а “Евросеть” и “Связной” — $50-55 млн. “В следующем году эти цифры будут значительно выше”, — говорит он.

Аналитик инвесткомпании “ФИНАМ” Олег Шенкер оценивает бизнес сотовых дилеров существенно выше. По его расчетам, “Евросеть” и “Связной” могут стоить $170-200 млн, а DIXIS — $150 млн.


“ЕВРОСЕТЬ” ПЕРЕХОДИТ ГРАНИЦУ

Пока Germanos присматривается к российскому рынку, российские дилеры выходят на рынки других стран. Так, в ближайшее воскресенье “Евросеть” откроет первый салон в Казахстане, а 10 декабря — на Украине. До этого “Евросеть” работала только в России. На Украине компания намерена открыть до конца 2005 г. около 50 салонов, вложив $2 млн, а в Казахстане к концу следующего года будет работать не менее 20 салонов, инвестиции в которые составят несколько сотен тысяч долларов. В перспективе, как отметили в пресс-службе, “Евросеть” намерена работать во всех странах СНГ.



Ведомости