30.11.2004

«Бурда» ушла из супермаркетов



Журналы Из компании «Прессэкспо» вышел один из ее учредителей, издательский дом «Бурда». Его доля перешла второму учредителю – издательскому дому «Индепендент Медиа». Решение, по словам обоих ИД, принято по обоюдному согласию.

Причина выхода «Бурды» из «Прессэкспо» состоит в том, что основной ассортимент супермаркетов и АЗС – области деятельности «Прессэкспо» – составляют глянцевые журналы, число которых в ИД «Бурда» невелико. «Возможно, ИД «Бурда» планировал выпуск еще каких-то журналов и считал, что так их будет легче продвигать. То есть были определенные планы, но они увидели, что планы эти не выполняются , –

считает Вячеслав Керов, заместитель генерального директора издательского дома «АФС» и президент клуба менеджеров по распространению периодической печатной продукции. – В связи с чем не выполняются и какие именно планы были – внутренний вопрос».

Компания «Прессэкспо» была создана в апреле 2003 года на основе распространительского агентства «ЗРС «Периодика». На паритетных началах агентство купили издательские дома «Бурда» и «Индепендент Медиа», крупнейшие российские производители журнальной продукции. Изначально «Прессэкспо» планировала расширять сеть в супермаркетах и на заправках, где ранее работала «ЗРС «Периодика».

Первым серьезным шагом новой компании стало заключение договора с сетью супермаркетов «Седьмой континент». До этого розничной продажей прессы там занималась входящая в группу «Логос» компания «Центр дистрибуции прессы» (ЦДП). «Прессэкспо» приняла участие в тендере, объявленном «Седьмым континентом» на право распространения печатной продукции, выиграла его вместе с другой крупной дистрибуторской структурой («Экспресс Медиа Маркет») и получила значительную долю рынка – компания разместила свои стенды в 30 магазинах «Седьмого континента». В начале января 2004 года «Прессэкспо» заключила договор на поставку книг и журналов в магазины торговой сети «Спар». За полтора года «Прессэкспо» вошла в четверку лидеров московского рынка распространения, и на данный момент она поставляет печатную продукцию в супермаркеты (причем не только в «Седьмой Континент», но и в «Спар», «Мосмарт»), а также на автозаправки «ЛУКойл», «Юг-Ойл» и т. д., охватывая в общей сложности 117 точек.

Объем московского рынка распространения печати в супермаркетах оценивается в $45 млн ежегодно. Порядка 70% приходится на компанию «Центр дистрибуции прессы», еще 25% – на «Прессэкспо», «Инфомаркет» и «Экспресс Медиа Маркет», а еще 5% – на оставшихся игроков.

Разговоры о том, что «Бурда» уходит из супермаркетов, начались уже месяц назад. По мнению участников рынка, причина в том, что торговля прессой в супермаркетах неудобна для издателей.

Супермаркеты сейчас диктуют свои условия: по некоторым данным, стоимость «входа» в один супермаркет достигает $1500 для одного издания, а за присутствие на полке надо доплачивать еще $40 в месяц.

Сначала из сети «Седьмой континент» ушел «Логос», на смену ему пришли «Бурда» и «Индепендент Медиа». Сейчас, не выдержав давления, ушла «Бурда», и остался только ее бывший партнер по «Прессэкспо».

Давление на них, считают некоторые участники рынка, усилится, и рентабельность бизнеса снизится. Впрочем, по словам Татьяны Шалыгиной, директора по распространению ИД «Индепендент Медиа», владельцы ИД очень довольны деятельностью «Прессэкспо», в том числе и в супермаркетах.

«Индепендент Медиа» остается единственным акционером компании «Прессэкспо». Возможно, что часть акций в ближайшее время сменит владельцев, тогда переход всех акций в руки одного владельца – консолидация активов. Но возможно, что «Индепендент Медиа» оставит весь пакет у себя.

«Я думаю, что оставят себе, – считает Вячеслав Керов. – Теперь у них полный пакет, и незачем им с ним расставаться. Когда они были вместе с «Бурдой», ситуация с распространением была для «Индепендент» та же самая. Она не стала ни хуже, ни лучше в плане размещения изданий ИМ в супермаркетах или в магазинах самообслуживания, в которые поставляет издания «Прессэкспо».

Марина Носкович

Газета.RU