30.11.2004

Азии пошлины не нужны. АСЕАН и Китай создадут зону свободной торговли



Екатерина Кудашкина

Через пять лет в Восточной Азии может появиться крупнейшая в мире зона свободной торговли. Китай уговорил членов Ассоциации государств Юго-Восточного региона (АСЕАН) взаимно обнулить все таможенные тарифы к 2010 г. Эксперты полагают, что согласование деталей проекта может затянуться: не все участники АСЕАН готовы пустить китайские компании на свои рынки, а США и Япония не хотят конкурировать с китайскими инвесторами.


Ассоциация государств Юго-Восточного региона (Association of South East Asian Nations, ASEAN) основана в 1967 г., в нее входят 10 стран. К 2007 г. создать таможенный союз внутри АСЕАН должны Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд. К 2012 г. к ним присоединятся Бирма, Камбоджа, Лаос, Вьетнам. Торговый оборот Китая с АСЕАН в 2004 г. составит $100 млрд. По прогнозу генерального секретаря ассоциации Онга Кенпа Йонга, в ближайшие пять лет он будет расти ежегодно на 5–7% и к 2010 г. достигнет $130–140 млрд.

Вчера в Лаосе АСЕАН подписала с Китаем договор о создании зоны свободной торговли. К 2010 г. все таможенные тарифы стран — участников соглашения должны быть обнулены. Этот таможенный союз станет крупнейшим в мире по численности населения входящих в него стран: в Китае и государствах АСЕАН в совокупности проживает около 2 млрд человек. Суммарный ВВП зоны — около $2 трлн в год. Торговые споры между АСЕАН и Китаем будут разрешаться специальным советом из трех независимых экспертов.

Договор предполагает также сотрудничество в подготовке военных кадров, обеспечении информационной безопасности компьютерных систем и развитии туризма. К 2007 г. должна быть построена автотрасса от города Куньмина на юго-западе Китая до таиландской столицы Бангкока. Новая железная дорога свяжет Куньмин и столицу Мьянмы Рангун. В рамках договора должно быть разработано и ТЭО другой железнодорожной ветки — от Куньмина до Сингапура через Малайзию, Таиланд и Мьянму. Стороны собираются также создать систему раннего предупреждения о распространении опасных инфекционных заболеваний, в частности атипичной пневмонии и птичьего гриппа.

По словам ученого секретаря Института Дальнего Востока РАН Анатолия Козлова, инициатором создания зоны свободной торговли выступил Китай: Япония утратила “роль вожака в экономическом развитии региона после того, как в начале 1990-х гг. рост ее экономики стал замедляться”. Таможенный союз позволит стимулировать экспорт товаров, на которые в развитых странах установлены высокие тарифы. Локомотивом экономического развития региона, считает Козлов, теперь станет крупнейший экспортер — Китай.

Планы его сотрудничества с АСЕАН, сказал Associated Press профессор тайваньского National Chengchi University Чао Чень-минь, “вызвали сильную озабоченность Японии и США”. “Китай использует свой огромный рынок в качестве приманки, чтобы отвлечь страны АСЕАН от сотрудничества с Японией и США”, — поясняет эксперт. Однако, убежден Онг Кенп Йонг, беспокойство напрасно: торговый оборот АСЕАН с США только в 2003 г. составил $120 млрд, а американцы являются крупнейшими инвесторами в регионе. “Если Китай захочет угнаться за ними, ему придется много инвестировать, в том числе в создание новых производственных предприятий, — говорит Онг Кенп Йонг. — Не думаю, что в ближайшем будущем это [всплеск инвестиций] может произойти”. Кроме того, полагает экономист сингапурского исследовательского центра IDEAglobal Низам Идрис, страны АСЕАН не горят желанием пускать на свои рынки более эффективные китайские компании и согласование деталей таможенного союза может занять существенно больше времени, чем запланировано.



Ведомости