01.12.2004

Реклама едет — расходы нормируются



Как следует из свежего письма МНС России, реклама на транспорте не является наружной.

Это разъяснение, адресованное плательщикам ЕНВД, может иметь неприятный «побочный эффект» и для плательщиков налога на прибыль. Ведь тогда рекламные расходы нельзя учитывать полностью. Или у каждого налога своя реклама?

В соответствии с пунктом 4 статьи 264 НК РФ рекламные расходы в целях налогообложения прибыли относятся к прочим расходам. Однако в размере фактических затрат при определении налоговой базы учитываются только расходы на прямо названные в этой статье виды рекламы. Это реклама в СМИ, световая, наружная реклама, участие в выставках, ярмарках, оформление витрин и т. д. Расходы на прочую рекламу признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации налогоплательщика.

При этом понятие «наружная реклама» Налоговый кодекс не расшифровывает. Можно ли относить к ней рисунки и плакаты на транспортных средствах или в метрополитене? От ответа на этот вопрос зависит и порядок учета затрат на эту рекламу.

Что наружно для ЕНВД

Мнение МНС России о том, что транспортная реклама не является наружной, изложено в письме от 10.11.04 N 22–0-10/1760. Однако, давая такое разъяснение, налоговики ориентировались на проблемы единого налога на вмененный доход. В частности, с 1 января 2005 года к «вмененным» видам деятельности будут относиться распространение и размещение наружной рекламы. Соответственно организации и предприниматели, оказывающие такие услуги, должны будут перейти на ЕНВД.

Однако, как следует из письма, это не касается услуг по размещению рекламы на транспорте.В обоснование МНС России приводит определение деятельности по распространению рекламы в главе 26.3 НК РФ.

Цитируем закон:

«Распространение и (или) размещение наружной рекламы — деятельность „…“ по доведению до потребителей рекламы рекламной информации путем предоставления и(или) использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, световых и электронных табло и иных стационарных технических средств), предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие». Статья 346.27 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 29.07.04 N 95-ФЗ

Из этого налоговики делают вывод — наружной может считаться только реклама, размещаемая на стационарных объектах, то есть на объектах недвижимого имущества (земле, зданиях, сооружениях и т. д.). Иными словами, наружно то, что непосредственно связано с недвижимостью и не предназначено для перемещения в течение всего срока ее размещения.

Как видно, в основании вывода лежит определение главы 26.3 НК РФ. Но применять ее в отношении других налогов нельзя. Следовательно, для налога на прибыль нужно искать собственное толкование понятия «наружная реклама».

Приравняли

В более ранних официальных разъяснениях налоговиков можно встретить и другую точку зрения о рекламе на транспорте. Так, Управление МНС России по г. Москве в письме от 27.08.02 N26–12/39819 причислило такую рекламу к наружной. При этом данное письмо было адресовано именно плательщикам налога на прибыль и отвечало на вопрос о нормировании рекламных расходов. Московские специалисты исходили из толкования статей 14 «Особенности наружной рекламы» и 15 «Особенности рекламы на транспортных средствах и почтовых отправлениях» Федерального закона от 18.07.95 N108-ФЗ «О рекламе». В статье 14 этого закона сказано, что распространение наружной рекламы может осуществляться только при наличии специального на то разрешения. А необходимое условие для размещения рекламы на транспорте — договор с собственником этого транспортного средства (ст. 15 закона). И московские фискалы сделали вывод, что речь идет об одном и том же признаке. Соответственно затраты на транспортную рекламу можно учитывать в полном объеме.

Везде стабильность…

Безусловно, такой подход более заманчив для плательщиков налога на прибыль. Однако это не означает, что его нужно принимать за основу. На наш взгляд, единственный бесспорный момент, изложенный в письме УМНС России по г. Москве, заключается в обращении к актам гражданского законодательства. Действительно, глава 25 НК РФ не содержит собственного определения наружной рекламы. Поэтому, опираясь на пункт 1 статьи 11 Налогового кодекса, необходимо искать расшифровку этого понятия в других нормативных актах, в первую очередь в Федеральном законе от 18.07.95 N 108-ФЗ «О рекламе».

Сам факт, что этот закон регламентирует особенности наружной и транспортной рекламы в различных статьях, уже свидетельствует о разграничении законодателем этих видов рекламы. Кроме того, в пункте 1 статьи 14 закона «О рекламе» под наружной рекламой понимается распространение рекламы в виде плакатов, стендов, световых табло и иных технических средств стабильного территориального размещения. То есть и здесь наружная реклама определяется через признак стационарности ее носителя, как и в главе 26.3 НК РФ. Таким образом, правильным было бы и для целей налогообложения прибыли не причислять рекламу на транспорте к наружной и принимать расходы по такой рекламе только в пределах установленной нормы — 1 процент выручки от реализации.

В метро возможно всякое

Верность этого вывода подтверждается и тем, что в статье 15 закона «О рекламе», устанавливающей особенности рекламы на транспорте, нет никаких специальных положений, позволивших бы охарактеризовать эту рекламу как наружную. Кроме того, и сам закон в целом не дает специального понятия наружной рекламы. Поэтому вывести какие-либо ее другие признаки (помимо стационарного размещения) не представляется возможным. При таком положении очевидно, что налогоплательщик вряд ли победит в споре с налоговыми органами.

В заключение отметим, что причислять автомобили и транспорт к транспортным средствам необходимо в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013–94 (утвержден постановлением Госстандарта России от 26.12.94 N 359). Согласно его положениям, к средствам транспорта относятся, в частности, подвижной состав автомобильного транспорта (грузовые, легковые автомобили, автобусы, троллейбусы, прицепы и полуприцепы) и подвижной состав городского транспорта (вагоны метрополитена, трамваи). Что же касается рекламы, размещаемой на станциях метро, то она должна быть признана наружной и соответственно расходы на нее можно учитывать при налогообложении прибыли в полном объеме.

Михаил Морозов. "Учет, налоги, право"

Новости наружной рекламы