03.12.2004

Гурмания по-американски



Американские экономисты и аналитики ломают голову над вопросом: стали люди жить лучше или нет? Один из вариантов ответа на этот «вечный» вопрос может дать последнее исследование рынка овощей.

Сначала в США вырос спрос на бытовую технику. Затем, естественно, стало как-то неудобно готовить дешевые полуфабрикаты и мороженые овощи в самой модной и дорогой печке. Поэтому очевидную тенденцию на увеличение в объеме продаж доли натуральных и, соответственно, дорогих овощей на рынке можно считать закономерной. Людям хочется чего-то особенного, для души: редких видов грибов или сыров, приготовленных вручную.

Однако теперь это не просто прихоть нескольких гурманов. Сейчас рынок дорогих овощей в США оценивается в $22,8 млрд. Речь идет об экологически чистых и генетически немодифицированных продуктах. С 2001-го по 2003 год продажи на рынке выросли на 24,1%, а по итогам 2004 года ожидается увеличение на 10–12%. Некоторые эксперты полагают, что такой рост продлится пять-десять лет. В то же время рост рынка в сегменте обычных овощей топчется на отметке в 1–2%.

Продавцы овощей меняют стратегию в соответствии с тенденциями на рынке. Одним из самых успешных стал опыт компании Whole Foods Market, которая специализируется на продажах натуральных продуктов и сейчас поддерживает оборот около $4 млрд. Компания, базирующаяся сейчас в Нью-Йорке, собирается выходить на национальный американский рынок. «Остановка развития бизнеса на одном-двух магазинах гибельна для бизнеса, – уверен один из аналитиков. – Сейчас у компаний появился шанс расширить свою сеть на всю страну». Аналитики подсчитали, что в этом сегменте рынка самые высокие доходы. Валовая прибыль Whole Foods, например, устойчиво держится на уровне 34,5%.

Кроме качественной еды, магазины для гурманов предлагают покупателям возможность приятно провести время. В то же время эти дорогие магазины могут время от времени снижать цены, чтобы завлечь покупателей из среднего класса, считает Моника Аггравал, аналитик Merrill Lynch. «Люди хотят получать удовольствие от похода в магазин, – продолжает она. – Их нужно заинтересовать и предложить натуральную, здоровую пищу». Дорогие магазины для гурманов, без сомнения, могут предоставить своим клиентам и то и другое.

Степан Головин

Газета.RU