03.12.2004

Поить выгоднее, чем кормить. Ernst & Young сулит самый бурный рост производству алкоголя и минералки



Екатерина Долгошеева

Аудиторская компания Ernst & Young подготовила обзор развития пищевой отрасли России в 2004 г. Аудиторы предполагают, что в ближайшие пять лет наиболее бурно будут расти рынки алкогольных и безалкогольных напитков, а также бакалейных товаров и детского питания. Однако аналитики и участники названных рынков считают прогнозы Ernst & Young слишком оптимистичными.


Опрос проводился методом анкетирования. Респондентов просили назвать наиболее прибыльные отрасли пищевой промышленности (сейчас и через пять лет), динамику роста тех или иных сегментов и др.

В опросе Ernst & Young участвовали 50 российских и иностранных компаний, работающих в пищевой отрасли России, 70% из них — российские компании. В аудиторской компании отказались назвать респондентов. “Опрос проводился на условиях конфиденциальности. Но 2/3 компаний, ответивших на наши вопросы, являются крупнейшими на своих рынке”, — заявил партнер Ernst & Young Александр Ивлев.

По данным исследования, в ближайшие пять лет наиболее растущим сегментом пищевой промышленности (в денежном выражении) будет производство алкогольных напитков (в эту категорию включены крепкие алкогольные напитки, вино и пиво). По прогнозам Ernst & Young в ближайшие пять лет этот сегмент вырасти примерно на 28% в год. На втором месте бакалейная группа (супы, приправы и соусы) — ее рост составит 24,6%. Рынок детского питания вырастет на 25%.

Однако участники рынка и аналитики не согласны с выводами аудиторов. Наибольшее удивление вызвали прогнозы роста алкогольного сегмента. “Темпы роста алкогольного рынка снижаются, уже несколько лет на рынке наблюдается стагнация”, — говорит Александр Брагин, партнер аудиторской компании Deloite. С ним согласен президент Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин. “Такой рост просто невозможен, потребление крепких алкогольных напитков падает, и только в сегменте пива рост рынка может составить около 10%”, — говорит он. С коллегой согласен и президент ТПГ “Кристалл” Сергей Зивенко.

Также интересным оказалось представление российских участников рынка о наиболее прибыльных сегментах отрасли в этом году и в ближайшие пять лет (респонденты могли назвать по три сегмента). Сейчас 72% опрошенных считают наиболее рентабельным производство алкоголя, 30% — воды и безалкогольных напитков, 24% — соков. Однако, оценивая отрасль через пять лет, только 50% респондентов считают, что хорошо заработать можно на выпуске крепких напитков, производство воды и безалкогольные напитки получили 32%, а вот производство соков согласно отчету, через пять лет будет не таким прибыльным, как сейчас, — эта категория даже не вошла в пятерку самых привлекательных сегментов.

Аналитики считают прогнозы Ernst & Young излишне оптимистичными. “Эти цифры не соответствуют действительности. Я бы не советовал компаниям строить планы на основе этих данных”, — считает Марат Ибрагимов из ФК “УралСиб”. С коллегой согласен и Алексей Языков из “Атона”. “Проблема в том, что мы не знаем, какие компании были опрошены Ernst & Young. Возможно, выборка была нерепрезентативной и поэтому в результатах отчета погрешность настолько велика. В подобных опросах должны участвовать только крупные компании”, — говорит аналитик. Российский рынок детского питания растет в среднем на 7-10% в год, а продажи нашей продукции растут на 17-19% в год, говорит Кристина Хедстрем, директор экспортного департамента шведской компании Semper AB (специализируется на производстве детского питания).



Ведомости