06.12.2004
Hortex

Hortex может стать русским. "Агрос" ведет переговоры о покупке подразделения польской компании



Ринат Сагдиев
Кирилл Корюкин

Если “Агросу” удастся купить выставленный на продажу бизнес по производству замороженных овощей польской Hortex, агрохолдинг “Интерроса” разом приобретет 40% российского рынка “заморозки”, оценивающегося в $120 млн в год. Но у россиян сильные конкуренты: в качестве претендентов на подразделение Hortex называют Ardo, Bonduelle и Globus.

Основанная в 1944 г. компания Hortex Holding SA — крупнейший в Польше производитель замороженных овощей и третий по величине производитель соков. В конце 90-х гг. основным владельцем Hortex стала созданная Bank of America's Principal Investing Group компания BA Capital Partners Europe (BACPE). В 2003 г. BACPE консолидировала 93% акций Hortex. Выручка Hortex в последнем финансовом году составила $145 млн (по данным компании, за последние три года ее продажи удвоились), прибыль — $802 000. По оценке польской газеты Rzeczpospolita, до 40% оборота Hortex приходится на замороженные овощи. Объем продаж Hortex в России составляет примерно $30 млн, компания контролирует в нашей стране 46% рынка импортной овощной “заморозки”.

Hortex объявила о возможной продаже своего подразделения замороженных продуктов в конце сентября. Компания продает два завода этого направления, а также лицензию на производство и использование торговой марки Hortex, сообщил директор российского представительства компании Антон Буканов. По его словам, компания ведет переговоры с несколькими потенциальными инвесторами, назвать которых он отказался. Не раскрывают в Hortex и оценочную стоимость продаваемого бизнеса. По данным знакомого с предложением поляков директора одной из российских компаний, речь идет о сумме около $60 млн (в BACPE и Hortex эту оценку комментировать отказались).

По словам представителя Hortex Мачея Гаевски, BACPE решила продать часть Hortex потому, что “как портфельный инвестор достигла поставленных целей”: Hortex быстро растет, теперь ей требуется стратегический инвестор, готовый предоставить значительные дополнительные инвестиции. Менеджер уточнил, что сделку по продаже подразделения “заморозки” планируется закрыть в течение “ближайших недель”.

Из российских компаний предложением BACPE заинтересовался холдинг “Агрос”, начавший в прошлом году выпуск замороженных овощей “Августин”. В конце ноября гендиректор “Росхлебопродукта” (управляющая компания “Агроса”) Дмитрий Маслов назвал Hortex в числе активов, которые может приобрести его компания. На прошлой неделе директор “Агроса” по связям с общественностью Елена Евстигнеева отказалась прокомментировать “переговоры на ранней стадии”. Сделка позволила бы “Агросу” разом получить 40% российского рынка замороженных овощей (участники рынка оценивают его более чем в $120 млн евро, и эта сумма растет на 25% в год).

Польские СМИ среди потенциальных покупателей Hortex называют также крупнейших европейских производителей замороженных овощей — бельгийскую Ardo, французскую Bonduelle и венгерский Globus. Гендиректор компании “Айсбит” (занимает второе место на российском рынке замороженных овощей с маркой “4 сезона”) считает, что покупателем Hortex, скорее всего, станет Ardo, которая сейчас пытается агрессивно расширить свой бизнес в Восточной Европе. А по словам представителя российской компании по производству “заморозки”, беседовавшего с “Ведомостями” на условиях анонимности, Bonduelle две фабрики в Польше без собственности на торговую марку не интересны, а Globus в 2002 г. уже купила в Польше четыре фабрики и торговую марку Elsner. Получить комментарии представителей Ardo “Ведомостям” не удалось.



Ведомости