06.12.2004

GM и Ford сокращают производство



Джозеф Б. Уайт
Ли Хокинс

Стремление увеличить продажи за счет высоких скидок покупателям сыграло злую шутку с автоконцернами General Motors и Ford. Как только они повысили цены на автомобили, спрос на них тут же упал. Продажи GM в США снизились в ноябре на 13%, а Ford — на 7,3%. К тому же оба концерна будут вынуждены снизить производство в I квартале следующего года: GM — на 7%, а Ford — на 8%.


General Motors – крупнейший в мире автопроизводитель. В 2003 г. компания продала 8,1 млн машин. Ее выручка прошлом году составила $185,5 млрд, чистая прибыль – $3,8 млрд. Ford Motor Company – третья в мире автомобильная компания. В 2003 г. продала 6,72 млн автомобилей. По итогам прошлого года выручка Ford составила $164,2 млрд, чистая прибыль — $495 млн.

На прошлой неделе GM сообщила о падении ноябрьских продаж в США на 13% по сравнению с ноябрем прошлого года. На американском рынке концерну удалось продать лишь 304 000 автомобилей. А Ford заявил о снижении продаж на 7,3% — до 237 000 машин. Причина неудач двух концернов одинакова. И GM, и Ford в ноябре сократили скидки потребителям. Так, GM в среднем снизила скидку на один автомобиль на $400, или на 10%. Также компания отказалась от выдачи беспроцентных кредитов на покупку автомобилей. Вместо этого GM стала предлагать покупателям сложную схему покупки двух автомобилей в кредит по одной низкой ставке — 3,9%.

Снижение ноябрьских продаж вынудило GM и Ford скорректировать свои планы на будущее. Так, в I квартале следующего года GM намерен снизить производство по сравнению с прошлым годом на 7% — до 1,25 млн автомобилей. Ford в январе-марте собирается сократить выпуск машин на 8% — до 930 000 штук. Но аналитики ожидают, что обеим компаниям придется предложить новые скидки покупателям.

Слабые результаты GM и Ford контрастируют с успехами других производителей. Продажи германо-американской DaimlerChrysler выросли в США на 9%, японской Toyota — на 8,8%, а еще одной японской компании Nissan — на целых 26%. Причем эти компании предлагали покупателям не крупные скидки, а новые модели. Например, DaimlerChrysler преуспел за счет успешных продаж нового седана Chrysler 300С. “Ноябрьские продажи еще раз показали, что основным фактором, ведущим к росту продаж, остается новый продукт, а не скидки”, — говорит президент консалтинговой фирмы CNW Marketing Research Арт Спинелла.

Негативные результаты GM и Ford привели к общему падению продаж на авторынке США в ноябре на 4,9%. За последние 12 месяцев в Америке было продано 16,4 млн машин. Тем не менее менеджеры автокомпаний ожидают, что спрос на автомобили в США в 2005 г. вырастет и составит 17 млн машин. “Экономическая ситуация остается достаточно стабильной, и мы ожидаем постепенного роста”, — говорит гендиректор подразделения Toyota в США Дон Эсмонд.

А гендиректору GM Рику Вагонеру не остается ничего другого, как надеяться на дальнейшее удорожание иены по отношению к доллару, что понизит конкурентоспособность японских машин на американском рынке. Однако, по мнению некоторых аналитиков, GM и Ford идут по порочному кругу. “Год от года они производят автомобилей больше, чем надо, в надежде опередить конкурентов, — говорит аналитик Banc of America Securities Роналд Тэдросс. — Однако в результате этого происходит затоваривание, и приходится сокращать производство”. (WSJ, 2.12.2004, FT, 1.12.2004, Олег Митяев)



Ведомости