06.12.2004

Чигиринский уходит из нефтяного бизнеса



Александр Тутушкин
Елена Виноградова
Родион Левинский

Совладелец Московской нефтегазовой компании (МНГК) Шалва Чигиринский решил расстаться с нефтяным бизнесом. Предприниматель намерен сосредоточиться на реализации крупных девелоперских проектов в Москве. Эксперты считают, что Чигиринский решился на этот шаг из-за проблем с обеспечением МНГК сырьевыми активами.


Компания Чигиринского “СТ Девелопмент” на прошлой неделе выиграла конкурс по сносу гостиницы “Россия” и строительству на этом месте многофункционального центра стоимостью $830 млн. Кроме того, Московская девелоперская компания (МДК), которую возглавляет Чигиринский, ведет в столице подбор участков и строительство гипермаркетов для немецкой сети Metro-Real. А распоряжением правительства Москвы МДК назначена девелопером проектов по созданию в Нагатинской пойме развлекательно-спортивного комплекса и строительству башен “Россия” в деловом центре “Москва-Сити”. По оценке Чигиринского, только проект в Нагатинской пойме потребует инвестиций в $3 млрд. (Подробнее об этом в интервью на стр. А5.)

Чигиринский пришел в ТЭК пять лет назад. В 1999 г. он возглавил Московскую нефтяную компанию (МНК), созданную принадлежащей ему Sibir Energy и правительством Москвы. Мэрия собиралась внести в компанию контрольный пакет акций Московского НПЗ, а Чигиринский должен был обеспечить предприятие сырьем со своих месторождений. Следующие несколько лет партнеры договаривались о распределении долей в компании и о том, какие активы в нее войдут. Лишь в середине прошлого года стороны договорились о создании Московской нефтегазовой компании (МНГК), где 55% акций будет принадлежать правительству Москвы и 45% — Sibir Energy. Последняя должна была внести в компанию свою 50%-ную долю в совместном с “Сибнефтью” добывающем предприятии “Сибнефть-Югра”. Но затем выяснилось, что доля Sibir Energy в “Сибнефть-Югре” была размыта до 1%. Лишь в октябре Чигиринский и мэрия договорились, что этот актив будет заменен небольшим добывающим предприятием Magma Oil и деньгами.

А теперь Чигиринский решил отойти от активного участия в нефтяном бизнесе. “У меня очень большие и сложные девелоперские проекты, которые требуют внимания и времени, поэтому и дальше заниматься оперативным руководством МНГК возможности нет”, — рассказал он “Ведомостям”. Чигиринский поясняет, что он лучше разбирается девелоперском бизнесе, так как занимается им с 1988 г.

От каждодневного руководства МНГК Чигиринский намерен отойти примерно через полгода, а пока занят поиском преемника. С правительством Москвы эту тему он еще не обсуждал. Впрочем, совсем прощаться с нефтебизнесом Чигиринский не намерен. Он останется в советах директоров Sibir Energy, МНГК и входящих в нее компаний (Московский НПЗ, “Моснефтепродукт”). Впрочем, он не исключает, что останется президентом МНГК. Но в этом случае оперативное руководство компанией будет передано его первому заместителю.

Источник, близкий к МНГК, замечает, что Чигиринский и раньше не очень много внимания уделял делам компании, что, возможно, и стало одной из причин утраты доли в “Сибнефть-Югре”. “Но потом он взялся за дело, и вот результат: МНГК наконец-то создана”, — говорит собеседник “Ведомостей”. А один из бывших сотрудников ЦТК, которую также возглавляет Чигиринский, отмечает, что за несколько лет Чигиринскому не удалось создать сырьевую базу для Московского НПЗ, что было главной целью создания МНГК. Источник, близкий к мэрии, тоже считает, что уход Чигиринского из нефтяного бизнеса станет следствием ряда неудач при создании компании.

По мнению аналитика “Атона” Дмитрия Лукашова, Чигиринский в МНГК не занимался нефтянкой как таковой, а скорее был занят управлением активами. Так что если теперь к руководству компанией придет нефтяник-профессионал, это пойдет ей на пользу. А Лев Сныков из “Совлинк Секьюритиз” предполагает, что причиной ухода Чигиринского из МНГК могла стать потеря “Сибнефть-Югры”, которая была самым привлекательным активом в компании. “Еще одна возможная причина — ухудшение климата в целом в нефтегазовой отрасли, прежде всего высокие налоги, которые съедают всю маржу, и усиление влияния государства на бизнес”, — говорит эксперт.



Ведомости