06.12.2004

"СОК" собирает деньги



Глеб Столяров

Группа “СОК” продолжает занимать деньги. Холдинг собирается выпустить облигации на 1,1 млрд руб., чтобы направить средства в производство автокомплектующих. В октябре группа уже привлекла кредит Сбербанка на 6 млрд руб., но на какие цели, в “СОКе” не говорят.


Основное направление группы “СОК” – производство автокомпонентов и автомобилей “Иж”, “ВАЗ”. Группа контролирует более 40 предприятий. По итогам девяти месяцев 2004 г. общая выручка от реализации в автомобильном секторе составила 36,8 млрд руб. Прогноз продаж на 2004 г. – 49,7 млрд руб.

Сейчас готовится к регистрации проспект эмиссии облигационного займа на сумму 1,1 млрд руб., эмитентом которого станет недавно созданная компания “СОК-Автокомпонент”, сообщили в управлении по связям с общественностью “СОКа”. Ее учредители — три завода, контролируемые холдингом: “ОСВАР”, завод “Автосвет” и “Мотор-Супер”. Эти предприятия выступят и поручителями займа, обеспечив его своими активами. Как говорит вице-президент “СОКа” Алексей Офицеров, средства пойдут на развитие производства автокомплектующих, в том числе для поставки на российские сборочные заводы, выпускающие иномарки. Офицеров не стал называть дату размещения бумаг, сообщив лишь, что группа выжидает благоприятной конъюнктуры рынка. Как полагает аналитик банка “Зенит” Анастасия Шамина, доходность облигаций может составить около 13-14%, поскольку группу “СОК” “пока трудно назвать прозрачной структурой”.

На заводах-поручителях неохотно говорят на тему займа: финансовый директор “Мотор-Супер” Алексей Корнаушенко заявил, что ему неизвестны подробности, а исполнительный директор завода “Автосвет” Сергей Маркелов отказался от комментариев. Лишь гендиректор завода “ОСВАР” Владимир Сажин подтвердил информацию о готовящемся займе. Он говорит, что у завода есть проекты, требующие инвестиций в несколько миллионов долларов. “ОСВАР” собирается освоить выпуск новых комплектующих для иномарок российской сборки, в частности Renault, Ford и KIA. Аналитики считают эту идею разумной. “С приходом иностранных производителей современные заводы по производству автокомпонентов будут востребованы”, — говорит Денис Нуштаев из “Метрополя”.

Как сообщил источник в “СОКе”, в начале 2005 г. “СОК-Автокомпонент” проведет конкурс среди предприятий группы на финансирование инвестиционных программ из средств облигационного займа. Источник считает, что большую часть средств холдинг направит в производство автокомпонентов для KIA, так как намерен “максимально локализовать” производство этой машины в России.

Серийное производство автомобилей KIA Spectra на заводе “ИжАвто” должно начаться в августе 2005 г. Именно заводу “ИжАвто” Сбербанк открыл кредитную линию на 6 млрд руб. Срок кредита — до пяти лет под 20% годовых. Объяснять назначение этого кредита в “СОКе” отказались. Ранее в официальном пресс-релизе группы говорилось, что инвестиции в проект KIA составят 2 млрд руб.

Но эксперты считают, что кредит взят на иные цели. Павел Лешаков, начальник отдела по связям с общественностью “Автотора”, собирающего KIA Spectra в Калининграде, полагает, что кредит под 20% годовых — это “дорогие деньги” для инвестиций в развитие сборочного проекта “СОКа”. Нуштаев считает, что кредит будет использован, скорее всего, на пополнение оборотного капитала компании.



Ведомости