07.12.2004

Тайная концепция



Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) представила президенту проект национальной стратегии борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. В службе содержание документа сделали тайной до тех пор, пока его не утвердят правительство и президент. Но обозревателям ГАЗЕТЫ Андрею Литвинову и Наталии Бияновой удалось выяснить, какие идеи предлагали члены рабочей группы, готовившей документ. В первую очередь речь идет о серьезном расширении полномочий Росфинмониторинга. Служба может получить право замораживать "подозрительные" активы и расследовать до сих пор неподведомственные ей налоговые преступления. Как утверждают авторы концепции, это поможет успешнее бороться с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма. Но эксперты считают, что финразведка может просто не справиться с новыми полномочиями.

По поручению президента
В понедельник в Москве впервые прошел семинар Международной группы по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (FATF) и MoneyVal - комитета Совета Европы, курирующего вопросы противодействия отмыванию "грязных" денег. По мнению главы Росфинмониторинга Виктора Зубкова, само это событие свидетельствует о международном признании российской финансовой разведки - только в прошлом году Россия благодаря принятию закона о борьбе с отмыванием нелегальных доходов была исключена из черного списка FATF. Но останавливаться на достигнутом Зубков не собирается и с отмыванием намерен бороться всерьез: «Завершена работа над национальной концепцией по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступных путем, и финансированием терроризма. Концепция находится в правительстве и, я думаю, будет в ближайшее время доложена президенту". Именно президент в октябре прошлого года дал поручение разработать этот документ. Зубков, чье майское заявление о том, что Росфинмониторинг «подозревает» в отмывании денег около десяти банков, стало одним из толчков к банковскому кризису, на этот раз был осторожнее.

О содержании концепции он ничего не сказал, подчеркнув лишь, что Росфинмониторинг предлагает внести «несущественные» изменения в законодательство в сфере борьбы с отмыванием, которое в целом «уже адаптировано к международным стандартам».

При этом Зубков заверил, что перечень организаций, которые обязаны информировать службу о крупных или просто подозрительных сделках, расширяться не будет. Перечень этот и так уже весьма обширен: в него входят банки, профессиональные участники фондового рынка, инвестиционные фонды, страховые и лизинговые компании, организации Федеральной почтовой связи, ломбарды и даже игорные заведения и организаторы лотерей. Все они обязаны сообщать в Росфинмониторинг информацию о любых сделках на сумму свыше 600 тыс. рублей.

Лишь два дела дошло до суда
Но перемены в организации финансового мониторинга планируются. По словам Зубкова, концепция предусматривает меры, «которые должны быть приняты, чтобы система работала более эффективно». Не исключено, как стало известно ГАЗЕТЕ, что речь идет о расширении полномочий Росфинмониторинга. Финансовая разведка уже накопила огромный массив информации, ежедневно туда поступает до 10 тыс. сообщений о конкретных сделках. К середине года в службе была собрана база данных об 1,6 миллиона операций на общую сумму 14,5 триллиона рублей. В соответствии с требованиями FATF в России сформирован свой список организаций и физических лиц, подозреваемых в сотрудничестве с террористами, - в него внесено 124 юридических лица и около тысячи фамилий.

Но до сих пор в Росфинмониторинге были не вполне довольны тем, как правоохранительные органы используют добытую информацию. За первые два года работы служба направила в Генпрокуратуру, МВД и ФСБ 250 материалов по выявленным фактам отмывания, но в итоге по ним было возбуждено лишь 20 уголовных дел, из которых только 2 дошло до суда. Поэтому в рабочей группе по подготовке концепции разрабатывалась идея придания Росфинмониторингу полномочий головного ведомства в деле борьбы с финансовыми преступлениями.

Мало полномочий
Дополнительные полномочия предлагалось предоставить Росфинмониторингу по трем направлениям. Во-первых, служба может взять на себя подготовку квалифицированных кадров, отвечающих за финансовые расследования в правоохранительных структурах. "Сейчас в правоохранительных органах мало квалифицированных специалистов, они не умеют работать с экономическими преступлениями", - считает эксперт рабочей группы Александр Васильев.

Во-вторых, может быть резко расширен перечень преступлений, которыми занимается Росфинмониторинг. Сейчас у службы есть одна «профильная» статья УК - 174-я: "Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем" и 174.1 - "Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления". Уклонение от уплаты налогов, невозвращение из-за границы валютных средств и уклонение от уплаты таможенных платежей не считались преступлениями, связанными с отмыванием. Поэтому разработчики концепции предлагали исправить это "упущение". Кроме того, не исключено, что Росфинмониторинг может получить дополнительные рычаги административного воздействия на нарушителей. Сейчас служба имеет право приостанавливать операции с деньгами и имуществом на срок до пяти рабочих дней, если у нее есть обоснованная информация о том, что хотя бы одна из сторон участвует в террористической деятельности. Эти возможности также могут быть расширены - вплоть до замораживания выявленных в ходе проверок "грязных" финансовых активов. При этом эксперты Росфинмониторинга опираются на рекомендации FATF. "Главная задача борьбы с преступными доходами - возможность конфискации этих доходов, - пояснил ГАЗЕТЕ Александр Васильев, - а у нас нет отлаженной системы борьбы с такими преступлениями. Даже если суд выносит решение о конфискации преступно нажитых средств, как их конфисковать?! Если человека посадили в тюрьму, но его счета в заграничных банках не нашли, то весь смысл такой конфискации? Человек заплатит лишь то, что он заработает в местах лишения свободы, то есть нуль!" Поэтому эксперт считает обоснованным предоставление Росфинмониторингу дополнительных полномочий. "У службы налажен механизм взаимодействия с органами финансовой разведки других стран. Очень мало офшорных зон, куда Росфинмониторинг не мог бы попасть и получить информацию, поэтому объективно у службы возможностей для борьбы с преступными доходами больше", - считает Васильев.

"Все, у кого есть преступные деньги, могут успокоиться"
Вот только независимые эксперты считают, что дело обстоит как раз наоборот. "Если Росфинмониторинг действительно пролоббирует такое решение, то все, у кого есть преступные деньги, могут успокоиться, - уверен управляющий партнер юридической фирмы "Вегас-Лекс» Альберт Еганян. - У Росфинмониторинга нет ни сил, ни технических возможностей, какие есть у такой мощной разветвленной структуры, как МВД. На международном уровне Росфинмониторинг, возможно, выглядит лучше. Но его самостоятельная деятельность, скажем в Калмыкии или Адыгее, технически невозможна. А между тем именно в этих республиках регистрируются компании - первичные звенья «отмывочных» схем".

Впрочем, не факт, что все эти идеи будут реализованы в окончательном варианте концепции. В самом Росфинмониторинге в понедельник не стали комментировать содержание внесенного в правительство документа. "Концепция должна еще получить заключение правительства, а потом ее представят президенту. Пока документ не одобрен и раскрывать содержание предлагаемых изменений было бы неправильно", - пояснил ГАЗЕТЕ руководитель пресс-службы Росфинмониторинга Михаил Виницковский.

Как Россия начинала отмывать
Международная группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег - ФАТФ (FATF - Financial Action Task Force on Money Laundering) была учреждена "семеркой" ведущих индустриальных держав (США, Японией, Германией, Великобританией, Францией, Италией, Канадой) и Европейской комиссией в июле 1989 года. В настоящее время в ФАТФ входит 31 страна и 2 международные организации. С 2000 года ФАТФ формирует черный список стран, не сотрудничающих в деле борьбы с отмыванием капиталов. До 2003 года туда входила и Россия. Покинуть черный список России удалось лишь после принятия закона о борьбе с легализацией доходов, полученных незаконным путем, и создания Комитета по финансовому мониторингу, позднее преобразованного в Федеральную службу по финансовому мониторингу. В соответствии с требованиями ФАТФ Россия внесла поправки и в ряд других законов, которые обязали практически все причастные к финансовым операциям организации (от банков до казино) сообщать в органы финразведки о всех крупных сделках. В итоге Россия даже стала региональным лидером по борьбе с отмыванием. В октябре 2004 года она создала и возглавила Евразийскую группу по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), куда вошли Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Китай, Россия и Таджикистан. По состоянию на июль 2004-го в черный список входят острова Кука, Гватемала, Индонезия, Мьянма, Науру, Нигерия, Филиппины.




Газета