07.12.2004

Заработать на новоселах. Сети магазинов DIY влечет строительный бум в Петербурге



Андрей Мусатов

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — Летом этого года сразу три иностранные торговые сети формата DIY (Do-It-Yourself, “сделай сам”) — Kingfisher, OBI и Kesko — объявили о выходе на петербургский рынок товаров для дома. Эксперты объясняют интерес иностранных операторов всплеском жилищного строительства, в результате которого рынок стройтоваров растет на 20-35% в год.


Наиболее известные сети товаров для ремонта в Петербурге – “Максидом”, “Строймастер”, “Домовой”, “Стройбаза Рыбинская”. По оценке Colliers International, емкость рынка товаров для дома составляет около $500 млн. Последние три года рынок рос на 33–46% в год. Colliers прогнозирует сохранение роста на уровне 30–35% в ближайшие несколько лет. Финская компания Kesko оценивает рынок в 500–600 млн евро в год, ежегодный прирост – в 15–20%. Доля в совокупных расходах семей на строительные товары, по данным “КОМКОН-СПб”, выросла за последний год с 2% до 2,6%.

В июле британская компания Kingfisher объявила о планах в течение 10 лет вложить около $600 млн в строительство российской сети гипермаркетов, торгующих товарами для дома и стройматериалами. Компания рассчитывает открыть около 60 гипермаркетов под своим брэндом Castorama в городах-миллионниках. Один-два магазина откроются в Петербурге. Как продвигается петербургский проект, в Kingfisher не говорят.

Чуть позже о своем интересе к петербургскому рынку заявила и немецкая сеть OBI, которая планирует открыть первый торговый центр во второй половине 2005 г. В течение ближайших трех лет компания намерена открыть в Петербурге четыре торговых центра.

А в начале августа финская Rautakesko, управляющая сетью из 150 магазинов DIY под марками K-Rauta и Rautia в Финляндии, заявила о планах купить контрольный пакет петербургской сети “Строймастер”, принадлежащей “Тексу”. Сделку планируется завершить к марту 2005 г. Финская компания согласилась заплатить за контрольный пакет “Строймастера” 8,3 млн евро. В зависимости от финансовых показателей сети, включающей четыре магазина, в 2005-2009 гг. финны могут доплатить “Тексу” до 5,1 млн евро.

“В Петербурге очень много коммунальных квартир. Принимая решение о покупке петербургской сети, мы учли стремление жителей города к улучшению своих жилищных условий”, — говорит Мика Коскинен, директор проекта по покупке “Строймастера” Rautakesko. Большие объемы жилищного строительства также принимались во внимание, подчеркивает он.

Последний фактор и привлек в Петербург иностранных ритейлоров, считает генеральный директор сети товаров для дома “Домовой” Игорь Кукушкин (сеть из четырех магазинов входит в холдинг “Адамант”).

Объем построенного жилья в прошлом году вырос на 44,9% по сравнению с 2002 г., свидетельствуют данные компании “Петербургстрой-Skanska”. Прежде этот показатель колебался на уровне 6-10%. До 2008 г. рост составит 8-15%, прогнозируют в “Петербургстрой-Skanska”.

Выход в Петербург OBI, Kingfisher и Kesko — только начало экспансии, говорит менеджер одной из торговых сетей, просивший не называть его имени. Прежде рынок строительных товаров, по его словам, насыщался в основном за счет неорганизованной торговли. На долю сетевых магазинов приходится около 15% рынка. В городе можно открыть еще 10-20 магазинов, полагает собеседник “Ведомостей”.

С этой оценкой согласен и Коскинен, который говорит, что петербургский рынок DIY интересен иностранным операторам прежде всего своими перспективами. В ближайшие пять лет он может вырасти до $1 млрд в год, а за 20-25 лет достичь уровня примерно в $3 млрд в год при условии политической и экономической стабильности, оговаривает свой прогноз менеджер.

Через 1,5-2 года, когда сети найдут подходящие участки земли и построят свои магазины, начнется серьезная конкуренция на рынке, полагает Николай Захаров, финансовый директор компании “Текс”. Прежде всего усилится давление на существующие гипермаркеты и несетевые магазины, прогнозирует он. А новые гипермаркеты могут столкнуться с проблемой транспортной доступности. “В Петербурге в отличие от Москвы нет кольцевой и развитой системы автодорог из центра к окраинам”, — предупреждает он.

Ведомости