07.12.2004
Suzuki

Автопрому не хватает стали. Вслед за Nissan об остановке части заводов объявила Suzuki



Олег Митяев

Вслед за Nissan о приостановке двух заводов в Японии из-за дефицита стали заявила Suzuki. Осенью в стране резко увеличился спрос на автомобили, тогда как предложение стали осталось на прежнем уровне.


Nissan Motor – второй по величине автопроизводитель в Японии. В 2003/04 финансовом году, завершившемся в марте, компания реализовала более 3 млн машин. Ее выручка за этот период составила $65,6 млрд, чистая прибыль – $4,45 млрд. Крупнейший акционер Nissan – французская Renault, которой принадлежит 44,4% акций японской компании. Suzuki Motor – крупнейший в Японии производитель малолитражных автомобилей. В 2003/04 финансовом году компания произвела 1,9 млн автомобилей и 2,2 млн мотоциклов, выручка составила $20,8 млрд, чистая прибыль – $415 млн. Американской корпорации General Motors принадлежит 20,3% акций Suzuki.

В минувшую пятницу Suzuki сообщила о сокращении производства автомобилей на двух своих автосборочных заводах в Японии. Компания мотивировала это нехваткой стали. Завод Suzuki в Ивате не будет, как планировалось ранее, работать в этом месяце в течение двух суббот, а завод в Косае — одну субботу. Компания также отказывается от работы в сверхурочные часы в этом месяце. Как заявляет Suzuki, эта приостановка приведет к снижению производства автомобилей на 13 000 штук.

Ранее Suzuki, наоборот, планировала увеличивать производство автомобилей за счет сверхурочной работы, так как ее новые модели малолитражных автомобилей Alto и Swift, выпущенные на рынок в сентябре и ноябре соответственно, пользовались хорошим спросом. В целом продажи компании в ноябре выросли на 17% по сравнению с прошлым годом.

Неделей раньше о вынужденной остановке на пять дней трех заводов в Японии из-за нехватки стали объявила Nissan. Из-за вынужденного простоя компания снизит объем производства автомобилей на 25 000 машин. Правда, затем Nissan договорилась о дополнительных поставках от южнокорейской Posco и достигла предварительной договоренности о поставках с европейской Arcelor. Но это не решит всех проблем. В минувший четверг Nissan сообщила, что, возможно, опять вынуждена будет сократить производство еще на 15 000 автомобилей в марте — в пик спроса на автомобили в Японии. “В январе и феврале ситуация будет в порядке, — говорит президент и гендиректор Nissan Карлос Гон. — Но в марте снова возникнет опасность [дефицита стали]”. По его словам, Nissan намерена увеличить производство автомобилей в январе, чтобы компенсировать возможную остановку в марте. Объем продаж Nissan, которая за последние полгода предложила покупателям шесть новых моделей, вырос в ноябре на 11,2%. При этом продажи всех японских автопроизводителей на местном рынке, которые стагнировали в течение всего года, выросли за ноябрь на 7,5%.

Но недостаток стали, особенно высококачественного листового проката, может свести на нет начавшийся рост продаж японских автомобилей у себя на родине. Потребление стали в Азии растет быстрее, чем в Европе и Северной Америке, в первую очередь из-за высокого спроса со стороны Китая. В итоге цена на холоднокатаный лист в Японии выросла в октябре по сравнению с прошлым годом на 23% — до $759 за 1 т. Беспрецедентный рост цен уже привел к тому, что крупнейший японский автопроизводитель Toyota Motor объявил о намерении сократить потребление стали и начал переговоры с китайской сталелитейной компанией Baosteel о дополнительных поставках металла. (Использованы материалы FT, DJ.)

Ведомости