08.12.2004

Nike оскорбил китайский народ



Китайское правительство запретило телевизионную рекламу транснационального спортивного концерна Nike Китайское правительство запретило телевизионную рекламу транснационального спортивного концерна Nike. Официальные власти страны утверждают, что рекламная компания Nike оскорбляет достоинство и гордость всего китайского народа.

Китайское правительство запретило телевизионную рекламу спортивного концерна Nike на национальных телеканалах. Согласно заявлению официальных властей Китая, рекламная компания Nike оскорбляет достоинство и гордость всего китайского народа.

Злополучный рекламный ролик, вызвавший претензии властей к корпорации, был снят в форме анимационного мультфильма, в котором звезда американского баскетбола Леброн Джеймс сражается с безымянным мастером китайского боевого искусства кунг-фу. Двадцатилетний лидер команды Cleaveland Cavaliers, который подписал с Nike рекламный контракт на $90 млн, разумеется, наносит китайскому воину сокрушительное поражение.

А тем временем на этот национальный позор благосклонно взирают две симпатичные девушки в этнических костюмах и пара драконов – сакральных символов китайской культуры. Пока идеологически подкованные китайские цензоры не познакомились с содержанием ролика, это по-американски незамысловатое видео успели дать в эфир несколько провинциальных телестудий. А несколько позднее его каким-то совершенно невероятным образом протолкнули в сетку вещания государственного спортивного канала.

Такая самоуверенность китайских пиар-менеджеров Nike, безусловно, была ошибкой. Ролик запретили буквально сразу после выхода в эфир. В официальном заявлении Государственной администрации Китая по кино, телевидению и радиовещанию утверждается, что ролик, отснятый концерном Nike, грубо нарушает законы, регулирующие рынок рекламы в Китае.

«Правительство требует, чтобы любая рекламная компания на территории страны поддерживала национальное самосознание граждан, служила интересам общества и проявляла безукоризненное уважение к культуре нашей родины», – заявляют представители китайских органов государственного контроля.

Помимо неуважения к национальному достоинству китайцев рекламному подразделению Nike вменяется в вину богохульство, которое цензоры усмотрели в использовании священного для Китая образа дракона для рекламы товаров. «Мы получили огромное количество негодующих откликов китайских телезрителей на этот рекламный ролик», – сообщает китайская администрация.

Пресс-секретарь Nike в Шанхае Морис Чжоу сообщил, что руководству корпорации остается только «выразить глубокое уважение к решению китайского правительства». «Мы изменим рекламную кампанию в Китае в строгом соответствии с нормами местного законодательства и в точности исполним все предписания регулирующих органов», – заявляет представитель компании.

По словам пресс-секретаря Nike, возможность оспорить решение китайского правительства в суде топ-менеджеры концерна даже не стали рассматривать. Это, вероятно, самое правильное решение в создавшейся ситуации. Во всяком случае, оно исполнено здравого смысла. Китайская телевизионная цензура в этом году еще более ужесточила и без того практически тотальный контроль над национальной сетью вещания.

Государство запретило использовать на телевидении английскую речь, а также программы, «которые несут в себе пропаганду западной идеологии и политической стратегии».

Но, несмотря на ряд специфических особенностей взаимодействия государства и экономики в Китае, этот азиатский рынок с огромным спросом практически на все виды товаров остается крайне привлекательным для концерна Nike. Тем более что популярность спорта вообще и баскетбола в частности сегодня в этой стране как никогда высока.

Петр Канаев

Газета.RU