08.12.2004

Все мясо – в столицу



Мясо Московские предприниматели, оценившую разницу в цене между продуктами в столице и в регионах, скупают их в буквальном смысле «на корню» – вместе с производителями. Особенно интересует москвичей мясо: за 10 месяцев года объемы «внутреннего экспорта» выросли на 10%.

По прогнозам департамента продовольственных ресурсов Москвы, к 2010 году объемы поставок в Москву социально значимых видов продовольствия из регионов России должны увеличиться в 1,5 раза по сравнению с 2003 годом. Региональные поставки мяса растут быстрее всего. Чиновники заявляют, что к 2010 году доля мясопродуктов из регионов на столичном рынке дойдет до 26% рынка вместо нынешних 10%. Рост налицо: на начало ноября на 10%. Причем московские предприниматели уже не довольствуются закупками продуктов, а скупают целые хозяйства. За счет этого деятельность столичных мясоперерабатывающих компаний становится более прогнозируемой, радуются бизнесмены и чиновники. По логике столичного правительства, рост поставок мяса из регионов позволит сделать продукцию московских мясокомбинатов дешевле и безопаснее, чем та, которая производится из импортного сырья.

Как пояснил «Газете.Ru» Александр Павлов, советник департамента продовольственных ресурсов Москвы: «Значительная часть сырья на наш рынок поставляется из-за границы, а цены на мясо сейчас во всем мире растут, что вызвано вспышками заболеваний скота». Из-за этого любимая россиянами колбаса становится дорогой и небезопасной. По официальным данным, в производстве мясопродуктов в России сейчас применяется только 40% отечественного сырья, остальные 60% завозятся из других стран, в основном европейских – Германии, Франции, Испании, Бельгии, Нидерландов.

В трех последних сейчас ведутся разбирательства по поводу обнаружения в кормах диоксина – вещества, вызывающего рак. До этого было коровье бешенство, куриный грипп и прочие напасти.

На фоне этих событий цены на различные сорта мяса за текущий год возросли на 30–70%, что не может не отражаться на ценах конечной продукции. «Если брать ситуацию в целом, то тенденция по увеличению поставок мяса из регионов, конечно, положительная, так как все крупнейшие мясоперерабатывающие предприятия находятся в Москве, – заявила «ГазетеRu» Лариса Дорогова, специалист по мясному рынку Института конъюнктуры аграрного рынка. – Но если посмотреть на ситуацию с точки зрения региональных производителей, которые неспособны платить за сырье столько, сколько платят столичные, им это грозит снижением объемов производства». Региональные производители прямо обвиняют московских коллег в попытках монополизировать их традиционные рынки сбыта.

Мнения, что политика московского правительства наносит ущерб региональным производителям мясопродукции, придерживается и координатор Уральского мясного союза Иван Валинов. «Мяса в России очень мало, а в регионах – особенно. 40% отечественного сырья – это официальная статистика, а на Урале, по опросу предприятий, его только 17%. Любая экспансия со стороны Москвы воспринимается регионами болезненно», – заявил Валинов. Ситуция в России уникальна: везде в мире колбасы и прочие виды мяснопродукции производятся на мелких предприятиях, и только в России додумались монополизировать рынок: перерабатывать мясо на столичных комбинатах-гигантах, а потом развозить по стране.

Как объяснил Валинов, сырье, купленное москвичами, возвращается в виде готовой колбасы и окороков, которые нередко продаются по более выгодной, чем у местных компаний, цене: «На нашем рынке растет объем столичной продукции, при этом ее качество иногда вызывает вопросы. Вся Европа работает на маленьких мясоперерабатывающих цехах, а московские холдинги производят продукцию вагонами».

«Выращивание скота – высокорентабельный бизнес, – пояснил пресс-секретарь Черкизовского мясокомбината Дмитрий Зубков. – Почти все крупные предприятия развивают свое производство в регионах». Зубков рассказал, что их комбинат работает как с выращенным АПК «Михайловский», принадлежащем мясокомбинату, сырьем, так и с мясом региональных ферм: «Поставки из регионов более стабильны, а мясо более высокого качества, так как корм для скота не содержит стимуляторов роста, а самое главное, с ним проще работать, так как это – не мороженое сырье». В компании уверены, что их деятельность региональным предприятиям никаких убытков не наносит: «Мясо – рыночный продукт. Для них это означает просто рост цен – как это бывает на рынках всего мира».

Но региональные компании не готовы работать в рынке: себестоимость у них высокая, поэтому они привыкли «выезжать» на дешевом сырье. Правда, сами они обычно склонны объяснять свои проблемы тем, что на сырье высокие цены. На деятельности, например, вологодских предпринимателей это уже сказалось. «Нам не хватает сырья, цены на которое становятся запредельными, – утверждает Николай Соколов, сотрудник местного мясокомбината. – Потери предприятия оцениваются в 30%. Комбинату приходится работать в убыток, так как повышать цену на продукты невыгодно, а заменять натуральное мясо соевым мы не собираемся».

Екатерина Давыдова

Газета.RU