09.12.2004

Реклама для ежей



Столичные власти в очередной раз объявили о намерении сократить количество рекламных щитов и перетяжек в центре Москвы на 30%. И хотя с подобными инициативами московские чиновники выступают примерно раз в полгода, на этот раз в заявлениях руководства комитета по наружной рекламе прозвучали новые нотки: поскольку мэрия самостоятельно не может ограничить количество и тематику рекламных плакатов, к борьбе за чистоту московских фасадов решили подключить Федеральную антимонопольную службу

Поскольку реклама в центре столицы приносит основную часть доходов от всей "наружки" в городской бюджет, желание чиновников ограничить ее количество продиктовано скорее давлением общественности, чем заботой о достойном облике столицы России.

- Мы планируем сократить количество рекламы в центре на 30%, - сообщил "Известиям" председатель комитета по наружной рекламе и информации правительства Москвы Владимир Макаров. - В Москве более 70 тысяч рекламных поверхностей, и наш комитет не может контролировать содержание и смысл каждого плаката. Это должны делать сами рекламщики. Соответствующие рычаги воздействия на них имеет Федеральная антимонопольная служба, в структуре которой есть экспертный совет, который дает рекомендации ФАС по этичности и законности рекламы.

Беглый обзор рекламных плакатов и перетяжек на Тверской улице показал, что сотрудникам профильного комитета антимонопольного ведомства предстоит тяжелая работа. Сама по себе реклама далеко не всегда имеет отношение к тем товарам, которые она, по идее, должна пропагандировать. В свете борьбы с отмыванием доходов очень неплохо, например, смотрятся перетяжки одного из московских казино в центре столицы: рекламируется там не само казино или возможность выигрыша, а просто "кристально чистый миллион". Довольно долго главную улицу страны украшал лозунг ресторана: "Мы делаем миньон лучше всех". Говорят, после появления небесспорного плаката посещаемость заведения выросла на треть, а жители соседних домов засыпали мэрию гневными письмами. И если элегантная эротичность рестораторов выглядит по крайней мере стильно, то плакат одного из московских банков с лозунгом "10%. Понятно даже ежу" можно считать прямым оскорблением потенциальных вкладчиков. К категории оскорбительных лозунгов можно отнести и слоган фирмы "Евросеть": "Цены просто ох..!"

- Некоторые плакаты вызывают настолько бурную реакцию москвичей, что приходится консультироваться с рекламными фирмами и менять содержание постеров, - говорит Владимир Макаров. - Обычно рекламные фирмы идут нам навстречу. Например, после теракта у метро "Рижская" радиостанция "Динамит FM" оперативно поменяла перетяжки в метро - на них было написано: "Динамит - чтобы улететь". А в сентябре сотни москвичей звонили в комитет с жалобами на то, что мимо рекламы пылесосов "Сосу пыль за копейки" нельзя водить детей...

Тяжелее всего в этом сезоне пришлось производителям алкоголя. На неоднозначные плакаты алкогольного коктейля "Тrах" с обнимающейся парочкой, развешанные по всему метрополитену, антимонопольная служба пока внимания не обращает. Зато с начала декабря ФАС вплотную занялась уничтожением "замещающей рекламы" в телевизионных роликах и на улицах. Началось все с водки "Флагман", производители которой протаскивали свою рекламу в виде слабоалкогольного коктейля и конфет. Федеральные эксперты заказали ВЦИОМу опрос, по результатам которого выяснилось, что потребители связывают с "Флагманом" именно водку, а не какие-то другие продукты. К весне 2005 года запрет на "замещающую рекламу" будет добавлен к существующему рекламному законодательству, однако антимонопольное ведомство уже сейчас может применять его.

На очереди другие производители крепкого алкоголя, размещающие рекламу в Москве. Как сообщили "Известиям" в пресс-службе ФАС, 2 декабря экспертный совет при ФАС рекомендовал возбудить дело по рекламе фирмы "Союз-Виктан": это загадочный на первый взгляд напиток под названием "На березовых бруньках". К очередному скандалу на рекламном рынке добавились международные мотивы: российские производители алкоголя, напуганные амбициями украинских конкурентов, уже призвали ФАС к объективности и попросили не делать исключения для украинцев "по политическим мотивам". В ответ экспертный совет по применению законодательства о рекламе при ФАС высказался о возможной незаконности рекламы российских марок: скоро участь "Флагмана" может постигнуть рекламу винно-коньячного завода "Московский КиН" и рекламу селедки "Закуска под Беленькую" - поскольку оба рекламных продукта содержат в себе наименование водки и коньяка.

Похоже, городские власти сейчас рассчитывают очистить центр города от надоевших всем рекламных постеров именно при помощи федерального ведомства. По мнению сотрудников регионального управления ФАС по Москве, скрытая реклама водки занимает значительную часть рекламных площадей в городе. Если федеральные чиновники впервые решат массово применить запрет на замещающую рекламу в Москве, количество щитов и перетяжек в центре города действительно может уменьшиться.

Борис УСТЮГОВ

Известия