09.12.2004

"Традиционная метрика". The Banker опубликовал top-50 российских банков



Василий Кудинов
Елена Мязина

Журнал The Banker обновил список крупнейших российских банков по капиталу на 1 января 2004 г. За год изменения произошли во второй половине top-50, в целом российская банковская система становится все более капитализированной.


Английский журнал The Banker ежегодно ранжирует крупнейшие банки мира и отдельных стран по капиталу первого уровня, который рассчитывается по методике базельского Банка международных расчетов (BIS) на основе данных, предоставленных банками.

По версии The Banker, по итогам 2003 г. российские банки расширили свое присутствие в списке 1000 крупнейших кредитных организаций мира с 17 до 21. При этом большинство наших участников поднялись на более высокие строчки в top-1000 и заняли более половины списка крупнейших банков Центральной и Восточной Европы.

Россия — один из наиболее динамично развивающихся рынков в Европе, который привлекает интерес читателей, отмечает представитель журнала Антон Цавкилов. Поэтому The Banker подготовил также список 50 крупнейших банков в самой России.

По сравнению с предшествующим годом он обновился ровно на четверть. При этом далеко не все дебютанты разместились в его хвосте. Так, Российский банк развития занял сразу 20-ю строчку, Россельхозбанк — 25-ю, банки “Союз” и “Русский стандарт” — 29-ю и 30-ю соответственно (см. таблицу). Причем “Союз” и “Русский стандарт” увеличили свой капитал более чем втрое. Но и старожилы не сидели сложа руки. Рост капитала в три раза продемонстрировали “Автобанк-НИКойл” и “Визави”, каждый из которых поднялся на 23 строчки до 18-й и 25-й позиции соответственно. “В 2002 г. банк решил сделать ставку на развитие кредитных продуктов. Внимание привлек рынок промышленной недвижимости в столице. Средств банка для активной работы на нем было недостаточно, поэтому акционеры внесли в капитал $100 млн, которые и были направлены на проекты в этой сфере. В результате активы банка выросли более чем втрое, а прибыль — в 11 раз”, — рассказал предправления “Визави” Дмитрий Клушин.

Аналитик “Атона” Алекс Кантарович считает закономерным значительное увеличение банковских капиталов: “Если банк находился в начальной стадии развития, то существенный рост капитала — нормальный процесс. А с учетом давления, которое монетарные власти оказывают на банкиров, акционеры могли рекапитализировать их, влить в дополнительные ресурсы”.

Между тем у некоторых банков, по данным The Banker, капитал снизился. Например, у Райффайзенбанка — на 15%. Получить комментарии в Райффайзенбанке не удалось. Однако по официальной отчетности Райффайзенбанка капитал первого уровня в 2003 г. увеличился со $112 млн до $157 млн.

По версии The Banker, капитал ИМПЭКСБАНКа снизился на астрономические 97% до $90 млн и банк откатился с 30-го на 40-е место. В журнале уверяют, что именно такие данные получены от банка. Но, по словам главного бухгалтера ИМПЭКСБАНКа Ярослава Семенова, в 2003 г. капитал вырос на $7 млн ($83 млн фигурировало и у The Banker годом ранее). В банке уверены, что The Banker ошибся.

“Российские банки смотрятся очень позитивно, что отражает рост российской экономики”, — говорит Цавкилов. Причем российские банки выглядят лучше европейских с точки зрения достаточности капитала — 21,7% против 6,7% в среднем по Европе.

Список не вполне отражает реальный расклад сил на рынке, однако способен дать первичную информацию, считает Владимир Мехряков, вице-президент Ханты-Мансийского банка (опустился с 36-го на 39-е место, несмотря на рост капитала на 36%). Однако Кантарович считает список более универсальным: “Это традиционная метрика, простая и достаточно объективная. С ее помощью можно грубо подсчитать, имеет ли банк право на жизнь”.



The Banker опубликовал top-50 российских банков


Ведомости