09.12.2004

Ставка на грузовики. "Руспромавто" сделает их основой своего бизнеса



Андрей Лемешко
Юлия Федоринова

Автомобильный холдинг “Руспромавто” затеял масштабную реструктуризацию. Он рассчитывает выделить автосборочные производства из состава своих заводов и сфокусироваться на производстве коммерческих автомобилей. Развивать производство легковушек “Руспромавто” намеревается только вместе со стратегическим партнером, стать которым может японский Nissan.


“Руспромавто” создано в 2000 г., сейчас полностью контролируется структурами компании “Базовый элемент” Олега Дерипаски. В его состав входят шесть дивизионов: автобусы, большегрузные автомобили, Горьковский автозавод, “Стройдормаш”, топливоподающие системы, “Ярославский дизель”. Выручка “Руспромавто” в 2004 г. ожидается на уровне $2,4 млрд.

Еще в начале нынешнего года “Руспромавто” объявило о намерении провести IPO. Предполагалось, что размещение акций может состояться в 2005 г. С этой целью компания перерегистрировалась из ООО в ОАО и консолидировала на своем балансе акции предприятий. Но сейчас срок размещения отложен на год. Как рассказал “Ведомостям” директор департамента стратегического маркетинга “Руспромавто” Леонид Долгов, компания рассчитывает провести IPO в 2006 г. Планируется, что к тому моменту капитализация холдинга будет составлять $1 млрд.

А пока компания намерена закончить упорядочивание своих активов. По словам Долгова, сейчас разрабатываются программы выделения в дочерние общества сборочных производств основных предприятий холдинга. В части производств комплектующих для каждого сегмента рассматриваются три возможности: самостоятельное развитие в рамках “Руспромавто”, сотрудничество с международными производителями комплектующих либо продажа бизнеса стратегическому инвестору. В любом случае, по его словам, “Руспромавто” оставит за собой контроль над производствами комплектующих, критичными с точки зрения качества и себестоимости, — двигателей, кузовов и трансмиссий. Такой подход уже реализован в крупнейших мировых компаниях автомобильной отрасли.

Кроме того, “Руспромавто” объявило о намерении сконцентрироваться на производстве грузовых автомобилей. Долгов отмечает, что у компании прочные позиции в производстве коммерческих автомобилей массой 2,8-3,5 т (“ГАЗелей” и “Соболей”). В будущем холдинг намерен расширять модельный ряд в грузовом сегменте. Так, отмечает Долгов, компания изучает возможность производства малых коммерческих автомобилей массой до 2,3 т. Помимо этого “Руспромавто” будет развивать производство средних грузовиков и рассматривает возможность организации сборки грузовиков массой свыше 10 т.

А вот перспективы производства легковых автомобилей выглядят пока туманно. Долгов отмечает, что компания рассматривает различные варианты расширения своего присутствия в сегменте легковых автомобилей. Пока предполагается модифицировать существующую “Волгу”. Инвестировать в одиночку в разработку новых моделей холдинг пока не рискует. Поэтому “Руспромавто” хотело бы привлечь стратегического партнера. С этой целью холдинг ведет переговоры с компанией Nissan. Долгов не стал комментировать ход переговоров и варианты сотрудничества, сославшись на коммерческую тайну.

“Для российского автопроизводителя накануне IPO необходимо иметь четкую стратегию развития и иностранного стратегического партнера, который потенциально мог бы стать покупателем крупного пакета при размещении акций, — говорит управляющий директор "Атона" Альберт Гавриков. — Очевидно, что следующий год компания должна использовать для повышения эффективности своей деятельности, улучшения корпоративного управления, выпуска консолидированной отчетности и поиска стратега”. Елена Сахнова из ОФГ также считает, что компании предстоит проделать немалую подготовительную работу, и прежде всего серьезно заняться улучшением корпоративного управления. Впрочем, аналитики поддерживают желание холдинга сфокусироваться на производстве коммерческих автомобилей. Кирилл Чуйко из “УралСиба” замечает, что в “Руспромавто” собраны разнородные активы. Поэтому компании необходимо делать ставку на те сегменты, где холдинг занимает лидирующие позиции. Сахнова же отмечает, что без громадных инвестиций попытки развивать производство легковых автомобилей изначально были обречены на провал.



Ведомости