09.12.2004

Поход за стеклом. "Веда" меняет водку на стеклопакеты



Василий Дмитриев

Холдинг "Веда" начал строительство завода по производству листового стекла в Новгородской области. Это уже третий крупный инвестиционный проект в этой отрасли за последнее время. Ранее о запуске строительства собственных заводов в России заявили бельгийская Glaverbel и английская Pilkington. И если сейчас в сегменте качественного стекла доминирует импорт, то уже к 2005 году его место может занять продукция отечественного производства.

К 2006 году в промзоне "Панковка" Новгородской области будет введена в эксплуатацию первая очередь завода мощностью 16,5 млн кв. м листового стекла в год. Выход на полную мощность (33 млн кв. м) намечен на 2008 год.
Инвестиции в проект составят $250 млн, вложения должны окупиться в течение семи лет, сообщила "Бизнесу" директор по связям с общественностью "Веды" Марина Балабанова.
По данным Государственного института стекла (ГИС), в 2003 году объем российского рынка листового стекла составил 180 млн кв. м, из них около 50 млн пришлось на импорт. По ГОСТу, стекло делится на восемь категорий, ни одно российское предприятие не выпускает продукцию наивысшего качества. Низкокачественное российское стекло стоит дешевле: около 4 евро за кв. м, импортное обходится примерно в 5 евро. "Ростекло" (компания из холдинга "Веда", реализующая стекольный проект) планирует продавать стекло высокого качества, но по "российским ценам". К 2008 году компания планирует занять до 15% рынка в объемном выражении.
Вложения "Ростекло" станут рекордными для российского рынка. До этого крупнейшими проектами считались строящиеся в Подмосковье заводы бельгийской Glaverbel (мощность 37,2 млн кв. м ,инвестиции -- 130 млн евро) и английской Pilkington (25 млн кв. м, стоимость -- $180 млн). Оба завода будут запущены в 2005 году. С запуском заводов западные компании собираются сэкономить на логистике и таможенных пошлинах (они составляют 15%). Российской компании еще предстоит найти свое место на этом рынке.
Компании-потребители стекла говорят, что ниша для такой продукция есть, однако сомневаются в успешности маркетинговой стратегии "Веды". "Сейчас российские производители не готовы предложить стекло высокого качества, в котором нуждаются строительные и мебельные компании",-- говорит руководитель отдела реализации компании "Премьер Дизайн" (производство стеклопакетов) Любовь Нестерова. С ней соглашается начальник отдела стандартов и испытаний ГИС Александр Чеснаков, отмечая, что выйти на рынок компании будет непросто: "Крупные потребители имеют постоянных поставщиков, а вероятность того, что они их сразу сменят, невелика. Для начала "Веде" предстоит зарекомендовать себя на рынке, а на это уйдет год-два, когда они будут отгружать стекло только мелким игрокам".
Но и небольшие компании не собираются отказываться от налаженных контактов. "Наши поставщики сейчас нас удовлетворяют, и менять их мы не намерены",-- говорит гендиректор компании "Норгит" (оптовая торговля стеклом, ежегодно перепродает 350 тыс. кв. м) Георгий Павлов.
Несмотря на сложности, с которыми придется столкнуться "Ростеклу", инвестиции в стекольное производство эксперты и игроки этой отрасли оценивают положительно. Александра Чеснакова интерес инвесторов к российскому стекольному рынку не удивляет: "Такие заводы в России не строились с 1985 года, а ведь с конца 90-х рост отрасли ниже 15% в год не опускался". Чеснаков рассчитывает, что открытие сразу трех крупных стекольных заводов избавит российские компании от необходимости импорта стекла. А Любовь Нестерова из "Премьер Дизайн" надеется, что их запуск приведет к "существенному" снижению цен.

Деловая газета "Бизнес"