09.12.2004

Интернет не позволяет отдохнуть



Евгения Синева

Компания Cendant готовится приобрести один из самых раскрученных европейских туристических сайтов eBookers Plc за $415 млн. Аналогичным российским он-лайн ресурсам такая сделка не может присниться даже в самом радужном сне -- продавать туры через интернет в нашей стране пока просто экономически не выгодно.
Приобретая сайт eBookers Plc, Cendant считает, что совершает весьма удачную сделку. Во всем мире купля-продажа путевок через интернет -- динамично развивающаяся сфера бизнеса. Приобретать отдых, не сходя с дивана или рабочего места, удобно и выгодно.
В России однако без личного визита в офис турагентства уехать на отдых практически невозможно. Дело в том, что интернет-продажи туров до настоящего момента остаются экономически неэффективными. Турагент получает 10-15% комиссионных при огромных объемах продаж, на которые только начинающий продажи сайт рассчитывать не может. В то же время рынок уже определил стандарт скидки для клиента, бронирующего тур через Интернет, -- 7%. Ясно, что при покупке тура она не может быть меньше. Таким образом, на долю турагентов остается лишь 3% от суммы сделки. Однако и эти проценты в случае продаж через интернет придется отдать банкам в счет комиссии (2,7-3,5%) за проведение операций с помощью пластиковых карт. Получается, что агентство, продающее туры через сеть, остается еще и в минусе.
Единственной пока компанией, которая смогла обойти эти ограничения, является "Магазин горящих путевок" (МГП). "Мы осуществляем продажу туров через интернет уже полгода,-- рассказала "Бизнесу" директор интернет-магазина "Мини-семь" холдинга МГП Ольга Четверкина.-- За это время обслужили около 7 тыс. клиентов. Но договор на оплату пластиковой карточкой у нас только с Импэксбанком. Если клиент оплачивает путевку картой этого банка, "Импэкс" берет с нас лишь 1% комиссионных и полностью гарантирует безопасность клиента. Мы не имеем доступа к карте, клиент общается напрямую с банком".
Все прочие интернет-ресурсы, специализирующиеся на туризме, зарабатывают пока одной рекламой. Крупных интернет-порталов у нас всего несколько: "В Отпуск.РУ", "Трэвел.РУ", "Сто дорог", "Горящие путевки.РУ".
"Есть определенные критерии, по которым крупные туристические порталы отличаются от прочих сайтов, рекламирующих туристические услуги,-- рассказал "Бизнесу" директор интернет-магазина "В Отпуск.РУ" Сергей Кулебякин.-- Портальные сайты работают на рынке не менее пяти лет, обслуживают в среднем 250 туроператоров и турагентств, рекламные бюджеты которых на оплату услуг данного портала составляют от $100 до $2-3 тыс. ежемесячно". Крупный туристический интернет-портал предоставляет посетителям максимум информации о стране, помогает составить маршрут, выбрать и забронировать отель, билеты. Но непосредственно для оплаты тура клиенту все равно придется приехать в офис фирмы, занимающейся его отдыхом.
Пока российские туристические интернет-порталы думают, как сочетать интересы клиентов с собственной выгодой, это с успехом делают иностранные туроператоры, работающие на нашем рынке. Например, туроператор Таиланда компания Real Time Asia предлагает оплатить российскому туристу выбранное им путешествие в режиме on-line кредитными картами Visa или MasterCard. Работает таиландский туроператор с Bank of Asia, который гарантирует безопасность и конфиденциальность, поскольку его сервер, как утверждается, хорошо защищен.

Деловая газета "Бизнес"