10.12.2004

Continental покидает Москву. Компания выходит из СП с Московским шинным заводом



Андрей Лемешко
Родион Левинский

Немецкий шинный концерн Continental разочаровался в сотрудничестве с Московским шинным заводом и решил выйти из СП с ним. Но эксперты уверены, что немецкий холдинг будет искать другую площадку для производства своих шин в России.


51% акций Московского шинного завода принадлежит правительству Москвы. Выручка предприятия за 2003 г. составила $47,5 млн, чистый убыток – $0,9 млн. В прошлом году завод выпустил 2,01 млн шин. Немецкий Continental – один из крупнейших шинных производителей в мире. Выручка компании за 2003 г. составила 11,5 млрд евро, чистая прибыль – 314 млн евро.

Создать СП на базе МШЗ Continental договорился с московским правительством еще в конце 2002 г. Предполагалось, что СП с уставным капиталом $40 млн будет создано на базе одного из корпусов МШЗ. Continental получит в этой компании 76%, оплатив долю деньгами и оборудованием своего завода Gislaved. Оставшиеся 24% достались МШЗ. Начать производство покрышек планировалось в конце 2004 г., и к 2006 г. СП должно было выйти на уровень 3,5 млн шин в год. Предполагалось, что на предприятии будут выпускать шины под марками Continental, Gislaved и Barum. Вслед за созданием СП Continental должен был стать полноправным собственником всего завода: планировалось, что СП будет объединено с МШЗ, контрольный пакет акций которого достанется немецкому концерну. Партнерство с Continental дало бы возможность МШЗ выбиться в лидеры отрасли: планировалось, что суммарная мощность предприятия вырастет с 2 млн до 6,5 млн шин в год.

Но этим планам не суждено было сбыться: сразу несколько источников в дилерских шинных компаниях рассказали “Ведомостям”, что работы по созданию СП заморожены. По словам одного из собеседников “Ведомостей”, сотрудники немецкой компании, работавшие на этом проекте, переходят на работу в российское представительство Continental или ищут пристанище у конкурентов.

На МШЗ отказались что-либо комментировать. В правительстве Москвы также не смогли прокомментировать ситуацию с СП. Представитель немецкой компании отказался от комментариев, пояснив, что Continental объявит о своей позиции по СП сегодня. Однако источник в компании подтвердил информацию о разрыве отношений с МШЗ. “Мы выходим из СП”, — сказал он без объяснения причин этого решения.

Менеджер одной из шинных компаний, пожелавший остаться неизвестным, предполагает, что Continental столкнулся с тем, что в будущем он будет вынужден переносить производство за пределы МКАД и желание остаться в пределах Москвы потребует от немецкой компании огромных затрат. Также, считает он, у партнеров могли возникнуть разногласия по вопросам реализации проекта.

Впрочем, эксперты не считают, что Continental потерял интерес к российскому рынку. Игорь Бабанов, коммерческий директор сбытовой компании “Кама-Нева”, отмечает, что это уже не первый неудачный опыт создания СП между отечественными и западными шинниками. В начале года перестало существовать другое СП — между российским “Амтелом” и финской Nokian. Однако, указывает собеседник “Ведомостей”, опыт работы в СП позволил Nokian оценить российский рынок и начать строить собственный завод в Ленинградской области. Поэтому, предполагает он, Continental может в ближайшие годы попытаться вернуться в Россию, причем, возможно, выберет для себя нишу грузовых шин. А директор одной из дилерских компаний отмечает, что перспективы МШЗ после ухода Continental весьма туманны. Он говорит, что завод страдает из-за слабой организации производства и сбыта, а у потребителей много претензий к качеству покрышек МШЗ.



Ведомости