10.12.2004
"Аэрофлот"

"Аэрофлот" займет $150 млн



Илья Хренников

“Аэрофлоту” удалось занять у синдиката иностранных банков $150 млн по рекордно низкой ставке — около 4,6% годовых. Дешевые деньги позволят “Аэрофлоту” не только начать строительство “Шереметьево-3”, но и рефинансировать свой кредитный портфель, сэкономив $2,5 млн в год.


“Аэрофлот” – крупнейшая авиакомпания России, базируется в “Шереметьево”. За январь – сентябрь 2004 г. “Аэрофлот” перевез 4,46 млн пассажиров, получил выручку $1,39 млрд руб., чистую прибыль – $119,3 млн. 51% акций “Аэрофлота” принадлежит государству, менее 30% – НРК, около 10% акций контролирует менеджмент. В прошлом году “Аэрофлот” создал дочернюю компанию “Терминал” для строительства терминала “Шереметьево-3”, рассчитанного на 9 млн пассажиров. Стоимость строительства оценивается в $430 млн. Сейчас “Аэрофлот” ведет переговоры о вхождении аэропорта “Шереметьево” в уставный капитал “Терминала”.

Финансовый директор “Аэрофлота” Михаил Полубояринов рассказал “Ведомостям” о том, что его компания договорилась о привлечении синдицированного кредита в размере $150 млн сроком на три года у банков Societe Generale, ABN AMRO, West LB и Calyon. Около $100 млн из этих средств пойдет на оплату увеличения уставного капитала “дочки” “Аэрофлота” — компании “Терминал”. Эти деньги будут потрачены на финансирование первого этапа строительно-монтажных работ по проекту. Топ-менеджер аэропорта “Шереметьево” считает, что привлечение “Аэрофлотом” кредита на оплату уставного капитала “Терминала” вряд ли скажется на переговорах об участии аэропорта в проекте. “Мы должны получить 51% в "Терминале" и сумеем договориться с "Аэрофлотом", — говорит он. — Привлечь кредит для "Шереметьево" тоже не проблема”.

Остальные $50 млн будут направлены на реструктуризацию кредитного портфеля “Аэрофлота”. Сейчас он составляет как раз около $50 млн — это кредиты сроком 1-1,5 года на пополнение оборотных средств в низкий сезон (I и IV кварталы) и трехлетний заем Амстердамского торгового банка (“дочка” Альфа-банка) в сумме около $20 млн на приобретение пяти подержанных Ту-154 для развития внутрироссийских перевозок “Аэрофлота”.

Полубояринов подчеркивает, что “Аэрофлоту” удалось привлечь синдицированный кредит по рекордно низкой ставке — LIBOR + 2,2% годовых. “Поэтому, замещая этим кредитом более короткие и дорогие займы, "Аэрофлот" сможет сэкономить около $2,5 млн в год”, — говорит Полубояринов.

Аналитики согласны с тем, что “Аэрофлоту” удалось привлечь кредит на выгодных условиях, ведь у компании нет кредитных рейтингов и публичных заимствований. “Русал” недавно занимал по более высокой ставке LIBOR +2,62%, — напоминает аналитик банка “Траст” Михаил Галкин. — Но “Аэрофлот” — это госкомпания, что сейчас особенно актуально“. Правда, Марат Ибрагимов из “УралСиба” отмечает, что компании нефтегазового сектора занимали еще дешевле: “Сибнефть” под LIBOR + 1,4%, а “Газпром” под LIBOR + 2%.

Полубояринов пояснил, что дальнейшее строительство “Шереметьево-3” потребует еще около $300 млн и будет вестись за счет проектного финансирования. “Оно, как правило, дешевле и длиннее долгового, но при этом банки стремятся получить долю в проекте и поучаствовать в прибыли, — отмечает он. — Ведь по окончании строительства эта доля может стоить в 2-2,5 раза дороже”. Полубояринов не уточнил, какую долю в проекте могут получить банки и какие именно. Он лишь уточнил, что до конца декабря “Аэрофлот” составит шорт-лист банков, которые готовы предоставить проектное финансирование. Впрочем, Полубояринов не думает, что этот список будет длинным: “Как правило, давать длинные деньги на инфраструктуру готовы ЕБРР, IFC, Внешторгбанк и Сбербанк”.



Ведомости