15.12.2004

Реклама едет – расходы нормируются


М.Д. Морозов, аудитор



Как следует из свежего письма МНС России, реклама на транспорте не является наружной. Это разъяснение, адресованное плательщикам ЕНВД, при этом понятие «наружная реклама» для целей налогообложения прибыли Налоговый кодекс не расшифровывает. Можно ли относить к ней рисунки и плакаты на транспортных средствах или в подвижном составе метрополитена и в самом метрополитене? От ответа на этот вопрос зависит и порядок учета затрат на эту рекламу.

Что наружно для ЕНВД

Мнение МНС России о том, что «транспортная» реклама не является наружной, изложено в письме от 10.11.04 № 22-0-10/1760. Однако, давая такое разъяснение, налоговики ориентировались на проблемы единого налога на вмененный доход. В частности, с 1 января 2005 года к «вмененным» видам деятельности будет относиться распространение и размещение наружной рекламы. Соответственно, организации и предприниматели, оказывающие такие услуги, должны будут перейти на ЕНВД.

Однако, как следует из письма, это не касается услуг по размещению рекламы на транспорте. В обоснование МНС России приводит определение деятельности по распространению рекламы в главе 26.3 НК РФ:

Цитируем закон:

«Распространение и (или) размещение наружной рекламы – деятельность <…> по доведению до потребителей рекламы рекламной информации путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, световых и электронных табло и иных стационарных технических средств), предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие».

Статья 346.27 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 29.07.04 № 95-ФЗ

Из этого налоговики делают вывод – наружной может считаться только реклама, размещаемая на стационарных объектах, то есть на объектах недвижимого имущества (земле, зданиях, сооружениях и т.д.). Иными словами, наружно то, что непосредственно связано с недвижимостью и не предназначено для перемещения в течение всего срока ее размещения.

Как видно, в основании вывода лежит определение главы 26.3 НК РФ. Но применять ее в отношении других налогов нельзя. Следовательно, для налога на прибыль нужно искать собственное толкование понятия «наружная реклама».

Приравняли

В более ранних разъяснениях налоговиков можно встретить и другую точку зрения о рекламе на транспорте. Так, управление МНС России по г. Москве в письме от 27.08.02 № 26-12/39819 причислило такую рекламу к наружной. При этом данное письмо было адресовано именно плательщикам налога на прибыль и отвечало на вопрос о нормировании рекламных расходов. Московские специалисты исходили из толкования статьей 14 «Особенности наружной рекламы» и 15 «Особенности рекламы на транспортных средствах и почтовых отправлениях» Федерального закона от 18.07.95 № 108-ФЗ «О рекламе». В статье 14 этого закона сказано, что распространение наружной рекламы может осуществляться только при наличии специального на то разрешения. А необходимое условие для размещения рекламы на транспорте – договор с собственником этого транспортного средства (ст. 15 закона). И московские фискалы сделали вывод, что речь идет об одном и том же признаке. Соответственно, затраты на «транспортную» рекламу можно учитывать в полном объеме.

Везде стабильность…

По мнению автора, единственный бесспорный момент, изложенный в письме УМНС России по г. Москве, заключается в обращении к актам гражданского законодательства. Действительно, глава 25 НК РФ не содержит собственного определения наружной рекламы. Поэтому, опираясь на пункт 1 статьи 11 Налогового кодекса, необходимо искать расшифровку этого понятия в других нормативных актах, в первую очередь – в Федеральном законе от 18.07.95 № 108-ФЗ «О рекламе». Сам факт, что этот закон регламентирует особенности наружной и «транспортной» рекламы в различных статьях, уже свидетельствует о разграничении законодателем этих видов рекламы. Кроме того, в пункте 1 статьи 14 закона «О рекламе» под наружной рекламой понимается распространение рекламы в виде плакатов, стендов, световых табло и иных технических средств стабильного территориального размещения. То есть, и здесь наружная реклама определяется через признак стационарности ее носителя, как и в главе 26.3 НК РФ. В соответствии с пунктом 4 статьи 264 НК РФ рекламные расходы в целях налогообложения прибыли относятся к прочим расходам. Однако в размере фактических затрат при определении налоговой базы учитываются только расходы на прямо названные в этой статье виды рекламы. Это реклама в СМИ, световая, наружная реклама, участие в выставках, ярмарках, оформление витрин и т.д. Расходы на прочую рекламу признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации налогоплательщика.

Таким образом, для целей налогообложения прибыли реклама на транспорте является прочей рекламой и принимать расходы по такой рекламе возможно только в пределах установленной нормы – 1 процента выручки от реализации.

В метро возможно всякое

К транспортным средствам в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (утвержден постановлением Госстандарта России от 26.12.94 № 359), относятся, в частности, подвижной состав автомобильного транспорта (грузовые, легковые автомобили, автобусы, троллейбусы, прицепы и полуприцепы) и подвижной состав городского транспорта (вагоны метрополитена, трамваи). Таким образом, реклама в подвижном составе метрополитена является рекламой на транспорте, не является наружной рекламой и подлежит нормированию для целей налогообложения прибыли в пределах установленной нормы – 1 процента выручки от реализации.

mediaguide.ru