15.12.2004

Двойной «Русский стандарт»



русский стандарт ФАС заявила о возбуждении дела против лидера рынка потребительского кредитования – банка «Русский стандарт» за предоставление ложной информации о процентных ставках. Разбирательство может испортить репутацию банка, а его управляющих подвести под статью.

Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) возбудила дело против банка «Русский стандарт» в связи с нарушением банком статьи 15 закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Еще на прошлой неделе руководство ФАС неоднократно заявляло о намерении привлечь к ответственности ряд банков, по их мнению, предоставлявших неправильную информацию потребителям по процентным ставкам по кредитам. Антимонопольные органы обнаружили подобные нарушения у девяти банков из первой двадцадки. И первым, к кому было предъявлено заявление, оказался лидер российского потребительского кредитования банк «Русский Стандарт».

По мнению ФАС, банк начинает обманывать потребителя, когда при выдаче кредита помимо указанной процентной ставки заемщика просит внести дополнительные суммы за другие услуги (первоначальный взнос, потом плату за открытие кредита, ведение счета). Кроме того, бывает так, что плата за ведение счета (конкретная сумма) может изменяться и интерпретироваться как комиссия (процент от суммы) за предоставление кредита.

При этом банк не поясняет заемщику, с чего он берет комиссию: с суммы кредита, с остатка по кредиту или с лимита. Из-за этого реальная процентная ставка по такому займу нередко возрастает на несколько процентов.

Основная причина претензий – банк предоставлял потребительские кредиты физическим лицам путем распространения ложных, неточных или искаженных сведений, причиняя убытки другим кредитным организациям и нарушая закон о защите прав потребителя, рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе ФАС. По словам сотрудницы пресс-службы Марины Саранской: «Потребитель вводился в заблуждение. Например, в банк обращается некий клиент. Ему сообщают процентную ставку 23% годовых, а то, что помимо этого придется выплачивать комиссию – 1,9% ежемесячно, он не знает. В итоге вместо заявленной ставки выходит 45% в год, то есть сумма выплат удваивается». На рекламных листовках банка о ежемесячных взносах не сообщалось даже мелким шрифтом. «Формально они ничего не нарушали, но сокрытие информации можно расценивать как издевательство над клиентами», – заявила Саранская «Газете.Ru».

Дело в отношении банка «Русский стандарт» будет рассматриваться 28 декабря 2004 года комиссией ФАС России, созданной на паритетной основе с Банком России. «Русский стандарт» может отстаивать свою позицию, так как признаки нарушения только обнаружены, но не доказаны, – отмечает Юлия Бондарева, начальник управления надзора и контроля на финансовом рынке ФАС. Уголовное дело может быть возбуждено только после обнаружения признаков обмана клиентов, что и случилось с «Русским стандартом».

«Минимальное наказание, которое ожидает «Русский стандарт», – выдача предписания, – пояснила Саранская, – мы просто требуем, чтобы вся информация о кредитных ставках доносилась до клиентов банка. В случае несоблюдения этого предписания банк должен будет оплатить штраф в размере от 2 до 5 тысяч МРОТ».

В самом банке никаких претензий от ФАС еще не получали. «Банк «Русский стандарт» не располагает официальной информацией от ФАС относительно претензий министерства к деятельности кредитной организации», – сообщили в пресс-службе «Русского стандарта», добавив, что банк готов всесторонне сотрудничать с государственными органами, если такого рода сотрудничество будет направлено на качественное развитие и поддержку рынка кредитования населения в нашей стране. По словам аналитика инвестиционной компании, пожелавшего остаться неназванным, значительная часть банков предоставляет неполную информацию о своих услугах через рекламу. Причем это касается как средних, так и крупных банков. Разница в том, что к крупным банкам предъявить претензии будет сложнее, поскольку они имеют больше власти, а к средним проще, отметил аналитик.

Генеральный директор национального кредитного бюро Александр Викулин о возбуждении дела против «Русского стандарта» услышал от «Газеты.Ru»: «Мне неизвестны подробности, поэтому говорить что-либо сложно. Очевидно, что к банку применят санкции. В мировой практике таковыми обычно являются крупные штрафы, однако нашим законодательством крупных штрафов не предусмотрено. Скорее всего, им придется поменять рекламную политику».

Викулин высказал предположение, что данные разбирательства могут серьезно подпортить репутацию «Русского стандарта». «Чем шире будет огласка дела, тем больше будут убытки «Русского стандарта», – соглашается PR-менеджер Фора-банка Михаил Мелихин. – Конечно, будут предприниматься шаги, чтобы невелировать такие последствия. В конце концов, они могут сказать, что все было неправильно истолковано».

«Иницатива ФАС понятна и объяснима. Будучи фактически создателем рынка потребительского кредитования непосредственно в местах продажи товаров, «Русский стандарт» в силу долгого монопольного положения привык к сверхприбылям, – считает банковский аналитик Антон Крылов. – После того как на рынок вышли другие банки, ему было сложно привыкнуть к тому, что прибыльность этих кредитов резко снизилась. Возможно, поэтому банк начал скрывать истинный размер платежа».

«Хочется надеяться, что ведущаяся ФАС проверка и применяемые санкции против банков будут содействовать снижению процента по кредитам, а не уходу банков из этого сектора кредитования, довольно сложного и чреватого финансовыми потерями», – заключил Антон Крылов.

Екатерина Давыдова, Наталья Старостина

Газета.RU