16.12.2004

Водку -- читателям, пиво -- зрителям. Подготовлена новая редакция закона "О рекламе"



Сегодня в Госдуму будет внесен проект новой редакции федерального закона "О рекламе". Документ получился настолько либеральным, что многие производители и рекламщики отказывались в это верить. Среди новшеств, например, разрешение рекламы крепкого алкоголя в прессе и возвращение на телевидение пивных спонсоров. Разработчики документа, впрочем, говорят, что ограничений в новом законе тоже достаточно.

За девять лет, прошедшие с момента принятия действующего закона "О рекламе", попытки поправить рекламное законодательство предпринимались неоднократно. По подсчетам экспертов, с 1995 года в закон "О рекламе" было внесено около 40 поправок. Однако они так и не смогли адаптировать старый закон к нынешним реалиям рынка. В последние годы рекламисты стали все чаще повторять, что рекламное законодательство устарело и нуждается в кардинальной доработке. Тем не менее дальше очередных поправок дело не шло: авторам многочисленных законопроектов не удалось внести в Госдуму ни один из них.

Сегодня в совет Думы впервые будет внесена принципиально новая редакция закона "О рекламе". Ее разработчики – группа депутатов под руководством первого заместителя руководителя фракции "Единая Россия" Юрия Волкова. Авторы говорят, что к работе над текстом был привлечен большой коллектив экспертов, в том числе профессиональные рекламисты и представители Федеральной антимонопольной службы. При этом разработчики утверждают, что подготовили либеральный законопроект. "Он призван установить четкие и понятные правила игры на рекламном рынке, при этом либерализируя некоторые моменты, которые в старом законодательстве были доведены до абсурда",– говорит зампредседателя комитета по экономполитике Госдумы Владимир Мединский.

Среди абсурдных с точки зрения разработчиков оказались и многие положения действующего закона, не дающие покоя рекламистам. Так, авторы законопроекта предлагают ослабить действующий запрет на рекламу алкоголя, разрешив рекламировать спиртное в прессе. Также они намерены исправить недоработки, допущенные при принятии закона об ограничении пивной рекламы, и разрешить ставить в телеэфир рекламные ролики спонсоров спортивных соревнований. В комментариях к документу, правда, не уточняется, кто может быть этими спонсорами. Поэтому возникает ощущение, что это могут быть и производители крепкого алкоголя. Однако господин Мединский уверяет, что речь идет только о пивных компаниях.

Помимо послаблений в законопроекте есть и ряд новых ограничений. В частности, вводится полный запрет на рекламу зонтичных брэндов. Очевидно, что он направлен против производителей крепкого алкоголя, которые сегодня рекламируют водку под видом минеральной воды и конфет. "Не следует думать, что этот закон так уж либерален по отношению к рекламе алкоголя, табака и пива,– уверен генеральный директор Ассоциации рекламодателей Вадим Желнин.– Послабления, которые в нем содержатся, с избытком компенсируются новыми жесткими ограничениями". Кроме того, по словам господина Желнина, закон вводит новые существенные ограничения на рекламном поле, предлагая ограничить рекламу лотерей, игорного бизнеса и лекарств.

Рекламисты, которые вчера успели ознакомиться с новым законопроектом, оценили его на редкость высоко. "Закон более причесанный. Он стал много лучше и, бесспорно, более либерален,– считает президент Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Игорь Янковский.– Очень важно, что в новом законе разработан понятийный аппарат, дающий определения основных понятий в сфере рекламы". "Это очень позитивный шаг: в целом законопроект выглядит гораздо более либеральным и европейским, чем его действующий предшественник",– полагает сопрезидент группы компаний BBDO Игорь Лутц.

Вместе с тем участники рекламного рынка отмечают, что законопроект нуждается в доработке. "Из-за того что закон очень либерален, он больше подходит для цивилизованного рынка,– говорит Игорь Лутц.– Как он приживется на нашем рынке, молодом и еще развивающемся,– вопрос". А Игорь Янковский полагает, что в законе остались лазейки, которые позволят трактовать его как угодно. "Например, в нем никак не описана реклама на транспорте,– отметил он.– Мне бы очень хотелось, чтобы Госдума приняла его за основу и немного доработала совместно с заинтересованными профессионалами".

Свои претензии к разработчикам закона есть и у пивоваров. "Предусмотренные в законопроекте послабления не решают проблему чрезмерных ограничений на рекламу пива",– уверена вице-президент Sun Interbrew Ирина Кибина. Она обращает внимание, что документ оставляет без изменений действующий запрет на рекламу напитка в культурных и спортивных учреждениях. "Нам предлагают рекламироваться только в перерывах спортивных соревнований. Этого явно недостаточно, так как щитовая реклама на стадионах и реклама на форме игроков по-прежнему запрещена",– заявила она.

ТИМУР Ъ-БОРДЮГ, ЮЛИЯ Ъ-КУЛИКОВА, РОМАН Ъ-ОВЧИННИКОВ




"Внесение этого закона -- только первый шаг"

По просьбе Ъ новую редакцию закона "О рекламе" прокомментировал один из ее авторов, заместитель председателя комитета по экономической политике Госдумы ВЛАДИМИР МЕДИНСКИЙ.

ВЛАДИМИР МЕДИНСКИЙ – Чем новый закон "О рекламе" лучше существующего и почему нельзя было ограничиться поправками в действующее законодательство?

– Десять лет назад, когда создавался действующий сегодня закон "О рекламе", не было промоушна, мерчендайзинга, не было игорного бизнеса и его рекламы, на качественно другом уровне находилась наружная реклама, не было понятия зонтичных брэндов. Все это учтено в новом законе. Он также регулирует рекламу с использованием современных технологий: мобильной связи, интернета – есть, например, специальная антиспамовская статья. Мы планируем, что внесение этого закона – только первый шаг на пути реформирования рекламного законодательства. Вслед за этим в течение ближайших года-двух мы дополним и изменим целый ряд федеральных нормативных актов, вплоть до технических регламентов, определяющих соотношение уровня звука телерекламы и телепрограммы.

Кроме того, этот закон является системным, он вбирает в себя все нормы, регулирующие рекламу, которые на данный момент разбросаны по шести или семи законам. Он даже построен по принципу: сначала общие постулаты, затем регулирование по видам рекламоносителей, затем реклама отдельных видов товаров. Сейчас у нас реклама отдельных видов деятельности не унифицирована. Системный подход был и раньше, в 1995 году, но потом многочисленные поправки, которые принимались, коверкали закон. Самый яркий пример – пивные поправки. Я не понимаю, как у нас будет осуществляться контроль запрета использования образов людей и животных с 1 января? Это совершенно абсурдная норма, которая является грубым вмешательством в конкуренцию на рынке. Фактически мы запрещаем рекламу торговых марок, на этикетке которых нарисовано что-либо живое.

– Если закон будет принят, станет ли компаниям, реклама которых в последнее время активно ограничивалась, легче продвигать свой брэнд?

– Закон содержит достаточно серьезную долю либерализации. Мы понимали, что где-то в процессе работы над законом нам придется несколько поприжаться. Но при этом на каждое смягчение в законе есть еще и ужесточение. Закон устанавливает четкие и понятные правила игры, при этом либерализируя некоторые моменты, которые доведены до абсурда в нынешнем законодательстве. Например, вы меня никогда не убедите, что наличие рекламы виски или ликера "Бэйлис" в глянцевом журнале ведет к алкоголизации населения. Рекламируются, как правило, дорогие напитки, и если они рекламируются в дорогих изданиях не на обложках, не рассчитанных на несовершеннолетних,– да ради бога! Это деньги, которые получают СМИ, это зарплаты, которые платят журналистам,– что в этом плохого?

– Когда, по вашим расчетам, новый закон будет принят?
– Если нам удастся принять этот закон в течение следующего года со всеми поправкам, будет очень хорошо.




Что меняется в рекламе товаров и услуг*

Вид товара или
услуги
Ужесточение требованийСмягчение требований
Алкогольные напитки"Реклама алкоголя на ТВ и"Исключен запрет использовать
радио полностью запрещена".образы физических лиц в
Реклама "полностью запрещенавозрасте до 35 лет,
в наружной рекламе".высказывания или участие лиц,
"Установление запрета напользующихся популярностью у
проведение различных акций,несовершеннолетних и лиц до
сопровождающихся раздачей21 года". "Допускается
образцов алкогольныхвозможность размещения
напитков, иначе как только врекламы алкоголя в печатных
организациях, осуществляющихизданиях, за исключением
розничную реализациюпервой и последней полос
алкогольных напитков..."газет, а также первой и
последней страниц и обложек
журналов, а также изданий для
несовершеннолетних"
Пиво"Вводится требование о"Исключен запрет на
размещении предупреждения оиспользование образов людей и
вреде чрезмерногоживотных". "Исключен запрет
употребления пива не толькона оформление рекламы пива в
по площади кадра, но и повиде мультипликационных
времени размещения такого
предупреждения на экране –
не менее пяти секунд"
(анимационных) фильмов"
Табачные изделия"Полностью запрещена наружная"Исключен запрет
реклама". "Запрещена реклама'использовать образы
табака и табачных изделий нафизических лиц в возрасте до
радио, а также введен запрет35 лет, высказывания или
на рекламу при кино- иучастие лиц, пользующихся
видеообслуживании любых лиц,популярностью у
а не тольконесовершеннолетних и лиц до
несовершеннолетних".
"Введение ограничений на
рекламу курительных
принадлежностей"
21 года'"
Лекарственные"Запрет на обращение рекламы"Исключено требование о
средства,к несовершеннолетним".недопустимости подрыва веры
медицинская техника"Запрет в рекламе выражатьпотребителя в действие
и изделияблагодарностьлекарственных средств".
медицинского(признательность) физических"Требование о том, что
назначениялиц в связи с использованиемфедеральный орган
объекта рекламирования".исполнительной власти в сфере
Запрещается использовать вздравоохранения может
рекламе образы "медицинскихзапретить дальнейшую рекламу
(фармацевтических)лекарственного средства или
работников, дающихпредупредить рекламодателя о
рекомендации к применениюнеобходимости изменения
объекта рекламирования (кромеподхода к рекламе данного
рекламы медицинских услуг)".лекарственного средства,
"Запрет в рекламе ссылатьсяисключено, поскольку контроль
на результаты исследований,соблюдения рекламного
обязательных длязаконодательства возлагается
государственной регистрациина антимонопольные органы".
объектов рекламирования"."Исключен запрет на сравнение
"Запрет в рекламе создаватьрекламируемого лекарства с
впечатление ненужностидругими лекарственными
обращения к врачу (кроме
рекламы медицинских услуг)".
"Запрет в рекламе содержать
утверждение или предположение
о наличии у потребителей
рекламы тех или иных
заболеваний и расстройств
здоровья". "Запрет в рекламе
способствовать созданию у
здорового человека
впечатления необходимости
применения объекта
рекламирования"
средствами"
БиодобавкиОграничения вводятся впервые.
В частности, реклама не
должна "создавать
впечатление, что объект
рекламирования является
лекарственным средством и
(или) обладает лечебными
свойствами, в том числе
содержать образы медицинских
(фармацевтических)
работников"
Лотереи, игры иОграничения вводятся впервые.
париВ частности, запрещено
распространять рекламу на
радио и телевидении с 7 до 22
часов местного времени и в
наружной рекламе
*Из комментариев к новой редакции закона "О рекламе".



Особенности рекламы на радио и телевидении*

РекламоносительУжесточение требованийСмягчение требований
Телевидение"Установлена максимальная"Допускается возможность
продолжительность совмещенияразмещения спонсорской
рекламы (способом бегущейрекламы непосредственно в
строки) с телепрограммой – 5начале и перед окончанием
минут с интервалом не менеерадиопередачи, при условии
15 минут". "Прерываниечто общая продолжительность
рекламой спортивных программспонсорской рекламы не
разрешается: впревышает 30 секунд".
предусмотренных правилами"Предлагается, чтобы
спортивных состязанийограничения, установленные в
перерывах; во время остановокотношении рекламы отдельных
непосредственного действия. Ввидов товаров на телевидении,
трансляциях спортивныхне распространялись на:
мероприятий, в которых неспонсорскую рекламу, за
предусмотрены перерывы,исключением трансляции
реклама не должна превышатьобразовательных, религиозных,
20% и не должна приводить ка также детских и иных
потере части существеннойадресованных
информации"несовершеннолетним передач;
рекламу, размещенную в месте
события транслируемой
программы; рекламу,
размещенную на каналах
платного телевидения".
"Предлагается допустить
прерывание рекламой
образовательных и детских
телепрограмм
продолжительностью более 25
минут, но не чаще чем через
каждые 25 минут".
Радио"Прерывание рекламой"Допускается возможность
спортивных программразмещения спонсорской
разрешается: врекламы непосредственно в
предусмотренных правиламиначале и перед окончанием
спортивных состязанийрадиопередачи, при условии
перерывах; во время остановокчто общая продолжительность
непосредственного действия. Вспонсорской рекламы не
трансляциях спортивныхпревышает 30 секунд".
мероприятий, в которых не"Предлагается допустить
предусмотрены перерывы,прерывание рекламой
реклама не должна превышатьобразовательных и детских
20% и не должна приводить крадиопередач
потере части существеннойпродолжительностью более 25
информации"минут... через каждые 15
минут"
*Из комментариев к новой редакции закона "О рекламе".



КоммерсантЪ