17.12.2004

Нэфис-Косметикс признан производителем контрафактной продукции



Арбитражный суд удовлетворил требования Концерна "КАЛИНА" о запрете производства и продажи шампуней "Миленькая фея"
Арбитражный суд Свердловской области 15 декабря 2004 года вынес решение по спору между Концерном "Калина" и Нэфис-Косметикс", которым признал продукцию, производимую Нефисом под маркой "Миленькая фея" контрафактной и обязал прекратить ее изготовление и продажу. Юристам Концерна удалось доказать, что название "Миленькая фея" является сходным до степени смешения с популярной маркой косметики для детей "Маленькая фея" и вводит потребителей в заблуждение относительно изготовителя товара.

миленькая фея


Суд согласился с тем, что Нэфис использовал название незаконно и нарушил исключительные права Концерна на товарный знак. Этот вывод был подтвержден заключениями Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Кроме того, суд принял во внимание факт признания в действиях Нэфиса недобросовестной конкуренции и введения потребителей в заблуждение, установленный решением Татарстанского территориального управления ФАС РФ от 30.11.2004 г.
Исполнение решения арбитражного суда будет поручено федеральной службе судебных приставов-исполнителей, причем нарушителю грозят дополнительные штрафы в случае отказа от добровольного исполнения требований судебной власти. Вся контрафактная продукция должна быть изъята со складов и из розничной сети. Продавцы, в случае обнаружения у них конрафакта, будут привлекаться к административной ответственности на основании статьи 14.10 КоАП РФ "Незаконное использование товарного знака".
"Мы рады, что механизм защиты интеллектуальной собственности в России становится все более эффективным. Только за последние два месяца вынесено три решения в пользу Концерна относительно незаконности использования Нэфисом "Миленькой феи" на своей продукции. Причем нас поддержали и Роспатент, и ФАС, и арбитражный суд, поставивший точку в этом споре", - говорит юрист по интеллектуальной собственности Концерна Александр Короленко.
Ранее сообщалось, что комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан признала ОАО "Нэфис Косметикс" - Казанский химический комбинат им. М.Вахитова нарушившим ст.10 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". "Нэфису" предписано в срок до 30 декабря 2004 года прекратить нарушения в части введения потребителей в заблуждение относительно изготовителя товара, связанные с использованием на упаковках своих товаров (шампуни для детей "Миленькая фея"), обозначений, способных создать у потребителя ошибочное представление об изготовителе товара, а именно ассоциироваться с товарами ОАО Концерн "Калина" (шампуни для детей "Маленькая фея"). Неисполнение предписания влечет наложение штрафа в размере до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Дело (№63/06) о нарушении "Нэфисом" антимонопольного законодательства рассматривалось по обращению ОАО Концерн "Калина". Изучив представленные материалы, а также полученные по запросу управления ФАС экспертное заключение Федерального института промышленной собственности, комиссия установила в действиях "Нэфиса" признаки недобросовестной конкуренции. По мнению этого ведомства наименование "Миленькая фея" является сходным до степени смешения с зарегистрированными товарными знаками, принадлежащими Концерну "Калина", кроме того внешнее оформление упаковок выпускаемой предприятием детской косметической серии "Миленькая фея" может создавать у потребителей ошибочное представление об этих товарах как о детской косметике "Маленькая фея", выпускаемой Концерном "Калина". "Нэфис" пытался зарегистрировать этикетки своих шампуней, но Роспатент направил письмо о невозможности их регистрации по причине сходства со словесными и изобразительными знаками серии "Маленькая фея".
Коллегия Палаты по патентным спорам Роспатента признала недействительной регистрацию товарного знака "Миленькая фея" на имя Казанского химического комбината имени Вахитова (Татарстан) по причине незаконности его регистрации. Заявление об оспаривании указанного товарного знака Концерн "Калина" подал еще в июле этого года. "Калине" удалось доказать, что знак "Миленькая фея" зарегистрирован незаконно, поскольку является сходным до степени смешения с хорошо известной потребителям торговой маркой "Маленькая фея" (серия косметики для девочек), производимой Концерном "Калина" с 1996 года.
"Ответить на вопрос почему это произошло и зачем Нэфис начал производство контрафактной продукции не сложно. Во-первых, "Маленькая фея" - брэнд, занимающий третье место в России по продажам среди детской косметики. Во-вторых, видимо, слишком велико было желание Нэфиса получить быструю прибыль от продажи подделок, особенно с учетом того, что этот завод не так давно находился на грани банкротства, находясь в огромных долгах государству, поставщикам и своим работникам", - говорит Александр Короленко.
Напомним, что в марте этого года у "Маленькой Феи" появился двойник. ОАО "Нэфис-Косметикс"- Химический комбинат им. М.Вахитова из Казани выпустил серию шампуней для детей "Миленькая Фея", оформленную в очень знакомой российскому потребителю розовой гамме торговой марки "Маленькая Фея", выпускаемой ОАО Концерн "Калина", г.Екатеринбург. Способ имитации успешных торговых марок давно известен на российском парфюмерно-косметическом рынке (Лесной бальзам - Кедровый бальзам, Блендамед - Беламед, Жемгуг - Новый жемчуг). Предприятие из Татарстана не только использовало похожее название и дизайн, но и разместило на упаковке изображение маленькой феи. Мало этого - ассортимент шампуней "Миленькая Фея" "Нэфиса" полностью повторяет ассортимент "Калины" - цветочная мечта, небесная свежесть, фруктовый коктейль.
Серия для детей "Маленькая Фея" выпускается "Калиной" с 1996 года и имеет постоянный спрос среди маленьких потребителей благодаря высокому качеству, безопасности и внешнему оформлению, привлекающему детей. В линии выпускаются шампуни, пена для ванны, крем, душистая вода и помада. Марка является лидирующей среди детской косметики и парфюмерии. По оценкам независимых специалистов стоимость бренда "Маленькая Фея" составляет около пяти миллионов долларов.
Как пояснили юристы "Калины", наименование "Маленькая Фея", дизайн серии и изображенная на детских косметических средствах девочка в образе феи зарегистрированы в качестве товарных знаков и промышленных образцов и охраняются законом о товарных знаках и патентным законодательством.

Справка. Введение в заблуждение относительно изготовителя возможно как вследствие ложных указаний о происхождении товара, так и вследствие использования обозначений, ассоциирующихся у потребителя с другим лицом. С точки зрения антимонопольного законодательства, термин "введение в заблуждение" определен не как состояние потребителя, а как действия хозяйствующего субъекта, вследствие которых у потребителя создается ложное впечатление, при этом не обязательно, что данные действия увенчаются успехом.