17.12.2004
Сибнефть

ЮКОСу не дают умереть на родине. "Сибнефть" воспрепятствовала банкротству компании



События вокруг НК ЮКОС развиваются все более стремительно – акционеры НК "Сибнефть" (основным ее владельцем считается губернатор Чукотки Роман Абрамович) инициировали судебное решение, крайне выгодное властям. Компания Millhouse Capital, созданная для управления "Сибнефтью", объявила, что Московский арбитражный суд по ее иску запретил проведение внеочередного собрания акционеров ЮКОСа 20 декабря. Таким образом, акционеры ЮКОСа и после проведения аукциона по "Юганскнефтегазу" 19 декабря не смогут принять решение о банкротстве компании. Решения суда по делам о несостоятельности города Хьюстона (штат Техас, США), в которое ЮКОС подал заявление о реорганизации, российскими госструктурами не будут даже рассматриваться.

Millhouse Capital – крупнейший миноритарный акционер ЮКОСа, ей принадлежит 8,8% акций нефтекомпании. Эти бумаги участвовали в прошлогодней сделке по слиянию ЮКОСа и "Сибнефти". Компании в феврале договорились о серии сделок по возврату активов друг другу. До окончания "развода" им осталось провести всего две операции. Сначала обменять принадлежащие ЮКОСу 14,5% бумаг "Сибнефти" на все акции ЮКОСа, находящиеся у Millhouse Capital. Затем ЮКОС должен продать акционерам "Сибнефти" оставшиеся 20% ее бумаг за $3 млрд – только после этого обратная сделка станет "зеркальной", как записано в февральском протоколе. Отметим, что в сентябре арбитражный суд Чукотского АО и так принял решение о незаконности обмена акций ЮКОСа и "Сибнефти", а в октябре Генпрокуратура наложила арест на все 34,5% бумаг "Сибнефти", которые остались у ЮКОСа.

Как заявил Ъ источник в Millhouse Capital, иск в Московский арбитраж о запрете проведения собрания акционеров ЮКОСа 20 декабря был принят для того, чтобы не допустить банкротства нефтекомпании. "Если ЮКОС примет решение о банкротстве или ликвидации (именно этот вопрос вынесен в повестку дня собрания.– Ъ), то завершение 'зеркальной' сделки станет проблематичным". Источник уточнил, что речь идет о части сделки, касающейся обмена акциями компаний. Вопрос о том, собирается ли Millhouse Capital возвращать ЮКОСу $3 млрд в обмен на 20% бумаг "Сибнефти", он отказался комментировать, сославшись на отсутствие информации.

Пресс-служба ЮКОСа вчера не комментировала действия Millhouse. Отметим, что на днях председатель совета директоров ЮКОСа Виктор Геращенко так прокомментировал переговоры, связанные с обратной сделкой: "Раньше они шли активно, а потом, видимо, той стороне (акционерам 'Сибнефти'.– Ъ) сказали: ты не спеши с отдачей ЮКОСу $3 млрд – может, и не понадобится".

Если собрание примет такое решение и обратится с ходатайством о банкротстве в арбитражный суд по месту регистрации ЮКОСа (г. Нефтеюганск Ханты-Мансийского АО) уже в конце декабря – начале января, суд может принять решение о введении в компании внешнего управления.

Тогда на выплату оставшейся налоговой задолженности и дальнейшую продажу активов компании за долги перед налоговыми органами будет наложен мораторий. Сумма налоговых претензий к компании уже превысила $27 млрд, из которых она погасила $3,5 млрд. После продажи "Юганскнефтегаза" оставшаяся сумма претензий к ЮКОСу составит около $13,5 млрд. Но государство не сможет получить эту сумму с ЮКОСа как минимум полгода – минимальный срок моратория. Разумеется, налоговым органам крайне невыгодно подобное развитие событий – даже учитывая то, что суд, в который обратится ЮКОС, может принять под их давлением более выгодные для них решения.

Между тем вчера в суде по делам о несостоятельности города Хьюстона (штат Техас, США) продолжалось слушание по заявлению о реорганизации в соответствии с американским законодательством о банкротстве (о нем Ъ подробно рассказывал во вчерашнем номере). К моменту сдачи этого номера в печать заседание суда еще не закончилось. ЮКОС надеется, что суд примет положительное решение и наложит мораторий на продажу его активов. Несмотря на то что это решение не имеет в России никакой юридической силы, оно может иметь последствия для победителей аукциона по продаже "Юганскнефтегаза", а также для банков, которые выдадут кредиты на эту покупку.

В заседании принимает участие адвокат Хью Рэй, представляющий интересы Deutsche Bank (один из организаторов синдицированного кредита "Газпрому" для участия в аукционе), который официально опротестовал заявление ЮКОСа. Участвует в заседании и защита "Газпрома" – ее представляет адвокатское бюро Winston & Strawn. Однако вчера стало известно, что синдикат западных банков отложил предоставление "Газпрому" €10 млрд для покупки "Юганскнефтегаза" (подробнее см. материал на этой же странице). Это решение является прямым следствием судебного разбирательства, проводимого в Хьюстоне.

Судебные разбирательства по отношению к властям России и победителям аукциона сразу же после его проведения намерена начать и Group MENATEP, основной акционер ЮКОСа. Пресс-секретарь группы Юрий Котлер вчера заявил Ъ, что первые иски будут выдвигаться на территории Великобритании, в частности, это связано с тем, что Group MENATEP зарегистрирована на Гибралтаре, который находится под юрисдикцией этой страны.

ПЕТР Ъ-САПОЖНИКОВ; ДМИТРИЙ Ъ-СИДОРОВ, Вашингтон




Генпрокуратура занялась кадрами ЮКОСа

Вчера в центральном офисе ЮКОСа в Москве сотрудники Генпрокуратуры России провели масштабные следственные мероприятия. В финансовом, юридическом и кадровом департаментах компании весь день шли обыски и выемки остававшихся там документов. Во второй половине дня следователи принудительно увезли на допрос в Генпрокуратуру начальника управления кадров ЮКОСа Антона Захарова. "Мы не знаем, в каком качестве его будут допрашивать, по какому делу и на каких основаниях,– заявил вчера представитель ЮКОСа, пожелавший остаться неназванным.– Следователи не разрешили Захарову взять адвоката, что является демонстративным попранием закона. Это выглядит очередной акцией устрашения сотрудников ЮКОСа, развязанной российскими прокурорами".

Один из адвокатов ЮКОСа на условиях анонимности вчера сказал Ъ, что действия Генпрокуратуры – арест на минувшей неделе адвокатов Светланы Бахминой и Елены Аграновской и задержание Антона Захарова – это месть Генпрокуратуры за попытки менеджмента ЮКОСа отстоять компанию, прибегнув к подаче заявления в суд Хьюстона (США).

"Генпрокуратура ведет атаку по всем направлениям. Я думаю, что вне зависимости от того, был ли подан этот иск, обыски и задержания сотрудников ЮКОСа продолжались бы,– заявил Ъ один из адвокатов ЮКОСа, Владимир Краснов.– Задержание Антона Захарова у меня вызывает недоумение: это не совладелец компании, а менеджер среднего звена. Чем он может помочь следствию, я не знаю. И что еще можно искать в ЮКОСе, я тоже не знаю. По-моему, оттуда вынесли уже все". По словам Елены Липцер, защитницы одного из совладельцев ЮКОСа Платона Лебедева, то, что сейчас делает Генпрокуратура, не имеет отношения к закону. "Это, несомненно, месть",– сказала она.

В Генпрокуратуре вчера лишь подтвердили, что обыски в центральном офисе ЮКОСа провели в рамках расследования одного из уголовных дел и что кадровик нефтяной компании был доставлен на принудительный допрос.

АЛИК Ъ-АХУНДОВ, ВЛАД Ъ-ТРИФОНОВ




КоммерсантЪ