20.12.2004

Меломанов лишают интернета



меломан Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (Recording Industry Association of America – RIAA) подала очередную серию судебных исков против пользователей компьютерных сетей «равноправного информационного обмена».

На этот раз ведущие производители музыкальной продукции выбрали себе в качестве жертвы 754 компьютерщиков, которых подозревают в нелегальном распространении лицензионных аудиозаписей в интернете посредством технологии peer-to-peer (обмен файлами на основе равноправных узлов. – «Газета.Ru»). Таким образом, общее число пользователей пиринговых сетей, попавших под суд стараниями юристов RIAA, превысило 7 тыс.

Звукозаписывающие компании требуют взыскать с каждого нарушителя закона об авторском праве по $5 тыс. Эта сумма не столь велика, чтобы стать большой проблемой для бюджета среднестатистического американца, но она все равно во много раз превышает стоимость самого качественного лицензионного диска.

RIAA считает, после выплаты такого штрафа интернет-пираты станут перекачивать музыкальные файлы по сетям с меньшим воодушевлением, чем прежде. Пиринговые сети, такие как, например, eDonkey или Kazaa, представляют собой нечто вроде сервера, на котором размещается информация самого разного плана. И каждый пользователь интернета может за чисто символическую плату перекачать ее в свой компьютер. Качество продукции на этом черном рынке информации никто, разумеется, не гарантирует.

Пользователи технологии peer-to-peer не могут ознакомиться с содержимым файла до скачивания и ориентируются исключительно по названиям с краткими аннотациями. Несколько постоянных пользователей пиринговых сетей из России на условиях анонимности сообщили «Газете.Ru», что этим недостатком соединения peer-to-peer нередко пользуются сами звукозаписывающие компании. «Представители музыкальной индустрии специально размещают в пиринговых сетях материалы самого низкого качества с целью их дискредитации в глазах пользователей», утверждают знатоки peer-to-peer.

Как выяснилось, последние иски со стороны звукозаписывающих компаний оказались направлены в основном против студентов крупных американских университетов – Колумбийского, Пенсильванского и Вирджинского. Имена правонарушителей пока не известны, следствию удалось выяснить только технические данные их компьютеров.

Под давлением звукозаписывающих компаний многие учебные заведения США уже начали вводить ограничения на доступ к пиринговым сетям через свои компьютеры. Альтернативой в этом случае служат легальные серверы, такие, например, как Napster.

Ведущие мировые производители музыкальной продукции – Vivendi Universal, Sony BMG, EMI Group и Warner Music, прекрасно осознавая, что черный рынок победить невозможно, пытаются создать ему достойную конкуренцию. Компании заключают лицензионные соглашения с владельцами серверов и снижают цены на свою продукцию.

Но договорится с производителями компьютерных программ, позволяющих бесплатно копировать файлы, удается далеко не всегда. К примеру, разработчики подобных технологий Glokster и Morpheus упрямо не желают изменять профиль своей деятельности под давлением Ассоциации звукозаписывающих компаний и продолжают предоставлять своим клиентам возможность совершенно бесплатно скачать практически любую аудиозапись.

«Компании, продающие музыкальную продукцию по нашим лицензиям, конечно, не могут на равных конкурировать с нелегальными компьютерными сетями», – заявляет президент RIAA Кэйри Шерман. Но изменить сложившуюся ситуацию в свою пользу юристам RIAA пока не удается. Ведь такие компании, как те же Glokster и Morpheus, не нарушают законов США. Они не принуждают своих клиентов нарушать авторские права известных лэйблов, а лишь дают возможность их нарушить.

Все остальное большинство пользователей интернета делают самостоятельно. Причем с большим удовольствием

Петр Канаев

Газета.RU