21.12.2004

Реформа здравоохранения под майонезом



Реформа здравоохранения под майонезом Российская медицина вскоре будет финансироваться не из бюджета, а за счет обязательного медицинского страхования – деньги будут вычитаться у работодателей.

В минувшие выходные прошло всероссийское рабочее совещание, на котором члены президентского совета по правам человека совместно с руководством Министерства здравоохранения и социального развития России обсудили пути дальнейшего развития всей системы здравоохранения страны. Выступление министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова в самом начале было прервано проникшими в зал заседаний членами «Авангарда красной молодежи». Активисты АКМ с криками разбросали листовки, а в стоящего на трибуне министра бросили упаковку майонеза, после чего выбежали из зала.

Воцарившееся в зале веселье исчезло, едва Зурабов перешел к основным положениям предстоящей реформы. По словам министра, финансирование здравоохранения должно осуществляться не по бюджетно-сметному принципу, а за счет обязательного медицинского страхования (ОМС). Это, заявил он, решит три главные проблемы, стоящие перед российской медициной: общее недофинансирование, недостаток материально-технической базы и низкие зарплаты. Дело в том, что сейчас, по данным Минздрава, на здравоохранение ежегодно тратится 391 млрд руб. – в то время как ведомству нужно около 850 млрд в год. Такой суммы у государства нет, поэтому деньги придется брать из других источников.

Как признал глава Минсоцздрава, на самом деле «сметная система финансирования является самой дешевой». Но из-за нее-то своей главной функции – оказания медицинской помощи гражданам – наша медицина на выполняет: качество услуг низкое, на многие услуги (например, протезирование зубов) многолетние очереди. А из-за этого все больше россиян платят деньги за лечение неизвестно кому, а то и вообще уезжают лечиться за границу, ежегодно вывозя из страны до $1 млрд. Переход же к системе финансирования на основе ОМС позволит российскому здравоохранению выжить и даже начать лечить граждан.

На практике реформа будет реализовываться так: существование базовой (бесплатной) программы оказания медицинской помощи в сочетании с дополнительной (платной или частично платной) программой ОМС. Эта схема уже обкатывается в рамках программы льготного предоставления медикаментов.

Главную задачу – переход к оплате и расчету страховых взносов на ОМС «по реальной цене» – решит законопроект «Об обязательном медицинском страховании». Согласно этому документу, для работающих граждан России будет введен минимальный размер страхового взноса. Что касается неработающих, в том числе пенсионеров и детей, то за них заплатит либо федеральный центр, либо субъекты федерации.

Основной части медицинских учреждений будет предоставлена большая финансовая самостоятельность. В соответствии с законопроектами «Об автономных учреждениях применительно к здравоохранению» (АУ) и «О государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организациях применительно к здравоохранению» (ГМАНО) все медицинские заведения будут разбиты на три группы: учреждения, АУ и ГМАНО.

Оставшиеся практически в неприкосновенном виде немногочисленные учреждения будут финансироваться и существовать на прежних условиях. Предположительно это будут учреждения системы Санэпиднадзора, инфекционные больницы, включая центры борьбы со СПИДом, психоневрологические, туберкулезные и наркологические диспансеры.

Несколько большему числу медицинских заведений предстоит превратиться в ГМАНО. Они получат существенную финансово-хозяйственную самостоятельность, включая право полностью распоряжаться своими доходами, а также своей движимой и недвижимой собственностью. Роль государства сведется к финансированию на основании заключенных договоров на определенные виды работ. Приоритетные направления развития ГМАНО будет определять не государство, а попечительский совет ГМАНО. Государство не будет отвечать по финансовым обязательствам, а значит, если плохо сработают его менеджеры, ГМАНО может обанкротиться. По идее реформаторов в ГМАНО вступит несколько процентов медицинских заведений, таких, например, как городские и специализированные больницы, клиники и диагностические центры.

Все остальные, включая скорую помощь, будут преобразованы в АУ. От ГМАНО их будет отличать меньшая степень самостоятельности: они не смогут распоряжаться своей недвижимостью. Но свои долги, как и ГМАНО, будут платить сами.

Права же пациентов будет защищать законопроект «О государственных гарантиях медицинской помощи». Гарантии предоставит система ОМС, а все медицинские услуги поделятся на две части. Постоянная часть гарантируется всем пациентам, переменная – по решению лечащего врача, а в более сложных случаях – по решению вышестоящих инстанций. Объем медпомощи будет определен на основании клинических протоколов в соответствии с перечнем и количеством медуслуг. Федеральные субсидии будут предоставляться только тем субъектам РФ, чьи программы по госгарантиям медицинской помощи получат положительную оценку центра.

Разработчики реформы утверждают, что при переходе на новую систему население получит все виды бесплатной медицинской помощи, что и сейчас. Но, как выяснилось, будут и исключения. Как признались авторы, государственные гарантии не распространятся, например, на лечение «осложненного кариеса у взрослых», а также на «некоторые привычно платные услуги, например, анонимное обследование». Как считают противники программы Минсоцздрава, при переходе к новой системе финансирования свои позиции укрепит платная медицина.

Как подчеркнула председатель президентского Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Памфилова, «реформа образования и здравоохранения опережают развитие системы доходов населения» и, по мнению члена того же совета Леонида Рошаля, она прежде всего ударит по тем, «кто живет за чертой бедности». По мнению Рошаля, чтобы поднять Россию с 130-го места в мире по уровню здравоохранения, нужно не переходить исключительно на ОМС, а сохранить возникшую еще в советское время амбулаторно-поликлиническую сеть. Кроме того, следует пополнить бюджет здравоохранения за счет увеличения налогов, взимаемых с коммерческих медицинских структур, не говоря уже о госфинансировани, которое должно повыситься с 2,5 до 5–6% ВВП.

Как рассказал «Газете.Ru» московский врач с многолетним стажем Александр Свиридов, недофинансирование здравоохранения в России связано с постоянным занижением стоимости медуслуг. Еще в советские времена при реальной стоимости операции по удалению аппендицита 149 руб. государство платило за нее медикам только 1 руб. Недостающие 148 руб. компенсировались за счет снижения зарплат медработников и отсутствия капитального строительства в здравоохранении. Несмотря на все попытки реформ 90-х годов, считает Александр Свиридов, та же ситуация сохраняется и сейчас.

Медик сильно сомневается в том, что предложенные чиновниками средства позволят исправить положение. Прежде всего, непонятно, каким образом можно заставить работодателей делать полномасштабные выплаты ОМС за работающих, а субъекты федерации – за неработающих граждан. Во-вторых, даже переходя на ОМС и преобразовывая медучреждения в АУ и ГМАНО, государство вновь не дает врачу стать полноправным субъектом договора на лечение с больным. Раньше врачу отводилась роль мелкого чиновника от медицины, сейчас пациент будет заключать договор опять не с ним, а с главным врачом АУ или ГМАНО.

Марина Лемуткина

Газета.RU