21.12.2004

Молочные заморозки. Российский рынок мороженого в этом году переживает кризис



мороженое При потенциале предприятий 800 тысяч тонн мороженого отрасль застряла на прошлогодней отметке в 385 тысяч тонн (1,2 млрд. долларов) и продемонстрировала нулевой рост. Таков, по оценкам экспертов, окажется результат работы российских мороженщиков в этом году, которые прогнозируют череду слияний и поглощений на этом рынке. Но покупка конкурента не означает автоматического увеличения доли на рынке.

В хвосте отрасли

'Производство мороженого сегодня - это очень тяжелый бизнес, - говорит исполнительный директор Союза мороженщиков России Валерий Елхов. - По темпам развития наш рынок стоит на одном из последних мест в молочной отрасли. При ежегодном росте производства не более 4% в этом году отрасль едва не сработала в минус. Хорошо, если к концу года результаты производства мороженого в России окажутся на уровне прошлогодних - 385 тысяч тонн. Рынок мороженого показал нулевой процент роста'.

Основная причина - отсутствие четкой структурированности российского рынка. В настоящее время на рынке работают более 300 производителей мороженого. 'К примеру, на московском рынке работает более 60 компаний. Это очень много, - считает Валерий Елхов, - Тем более что эти компании занимают только треть столичного рынка. Остальная доля рынка - за иногородними производителями, которые приходят в Москву с более дешевым продуктом и демпингуют'.

'В отрасли должно работать не более 10-15 основных игроков, - считает директор бизнеса 'Мороженое' группы компаний 'Рамзай' Олег Коваленко. - Эти компании должны иметь полноценные возможности для вывода на рынок новых брендов, эффективную систему продаж и современные производственные мощности, которые позволили бы выпускать качественный продукт по оптимальной цене'.

Питер атакует Москву

На сегодняшний день почти все крупные холдинги объявили о своих намерениях расширять свои производственные мощности и увеличивать долю на рынке за счет приобретения более мелких игроков. Петербургская компания 'Талосто' завершила переговоры по покупке активов московской молочной фабрики 'Смайл' и готовится к приобретению 30% активов другой московской компании - 'Метелица'. Эти факты ГАЗЕТЕ подтвердила PR-менеджер компании 'Талосто' Ирина Сергун, однако сообщить детали бизнес-решений отказалась, сославшись на то, что 'официальную информацию о сделках руководство компании объявит в январе следующего года'. Между тем участники рынка оценивают сумму выставленных на продажу активов в 10-12 млн. долларов. По словам Сергун, поглощения входят в стратегические планы 'Талосто', согласно которым компания к 2007 году намерена занять до 20% российского рынка мороженого. Сейчас доля рынка 'Талосто' не превышает 6%.

За агрессивные поглощения на рынке принялась и 'Рамзай', которая в ближайшие дни планирует закрыть сделку по покупке 80% акций компании 'Айс-Фили', стоимость которой аналитики оценивают в 20-23 млн. долларов. 'Новое приобретение для 'Рамзай' - это отличная возможность быстро нарастить производство, а для владельцев 'Айс-Фили' - выгодно избавиться от непрофильного и убыточного актива', - говорит Валерий Елхов (владельцами компании были банк 'Уралсиб' и группа 'Гута'). По его словам, руководство 'Айс-Фили' в последнее время мало внимания уделяло развитию производства и за два последних года объем продаж 'Айс-Фили' упал с 25 тысяч тонн до 12 тысяч тонн.

Пиво вытесняет мороженое

О новых приобретениях подумывает и один из крупнейших в Сибири производителей мороженого - компания 'Инмарко', заключившая кредитное соглашение с Райффайзенбанк Австрия о кредите на сумму 12 млн. долларов. По словам члена совета директоров 'Инмарко' Петра Александрова, полученные средства, возможно, будут в том числе инвестированы в приобретение новых активов уже работающих предприятий.

'Сейчас многие хладокомбинаты представляют собой 'парад невест', но покупка производителя отнюдь не означает, что ты автоматически получишь его долю на рынке', - резюмирует директор по маркетингу компании 'Русский холод' Александр Саулин.

По мнению Валерия Елхова, в отрасли необходимо менять ценовую политику, улучшать качество продукта и 'устанавливать приемлемые для производителей закупочные цены', которые могли бы увеличить прибыльность производства. Кроме того, мороженщикам необходимо заняться популяризацией своего продукта. 'Ведь существенную часть целевой аудитории у нас сегодня отбивают компании, производящие снеки, пиво, слабоалкогольные коктейли и ведущие агрессивное позиционирование своего продукта', - считает Валерий Елхов.

Мария Соловиченко

Газета