21.12.2004

Заразительный пример. Опытом "ЮКОСа", требующего банкротства в США, может воспользоваться множество компаний



Пэтти Уолдмайр

Многие иностранные компании были бы не прочь иметь возможность бежать в США от своих кредиторов. После решения хьюстонского суда по иску о добровольном банкротстве “ЮКОСа” их количество только увеличится.

Американских экспертов ошеломило заявление федерального судьи по банкротствам Летиции Кларк: она заявила, что суд вправе рассматривать иск “ЮКОСа” всего лишь на том основании, что компания заплатила гонорар американской юридической фирме — представителю в суде. Обосновывая подачу иска в Хьюстоне, “ЮКОС” заявил, что на его счетах в банках в этом городе есть $7 млн. Часть из них идет на оплату гонорара, говорили представители компании. Кроме того, из Хьюстона руководит деятельностью предприятия и его финансовый директор Брюc Мизамор.

Решение судьи запрещало в течение 10 дней с 17 декабря продавать активы “ЮКОСа”, в том числе “Юганскнефтегаз”, выставленный на аукцион 19 декабря. Кроме того, решение давало “ЮКОСу” время на то, чтобы провести собрание акционеров, на котором предполагалось одобрить начало процедуры банкротства в России. Но собрание, намеченное на 20 декабря, по решению российского суда было отменено. В минувшую субботу окружной суд отклонил апелляцию “Газпрома” на решение судьи Кларк, оставив его в силе.

Российское правительство проводило аукцион, чтобы погасить налоговую задолженность “ЮКОСа”. Как отмечают американские юристы, ранее суд США никогда не вмешивался в действия иностранных правительств, направленные на исполнение своего права регулятора, особенно в налоговой сфере. Объясняя принятое решение, Кларк сказала, что оно направлено на то, чтобы “и в России, и в США, и в других странах [бизнесмены] знали, что они могут инвестировать в зарубежные компании, не боясь, что их инвестиции будут конфискованы иностранными правительствами”.

Юристы отмечают, что решение суда Хьюстона открывает возможность для любой компании из любой страны мира, испытывающей финансовые затруднения, завести в США счет на небольшую сумму и на этом основании претендовать на обеспечительные меры в связи с иском о банкротстве.

“Это настоящий Сезам для иностранных должников и может породить беспрецедентные проблемы”, — говорит профессор юридического факультета Университета Техаса Джей Уэстбрук.

До иска “ЮКОСа” иностранные компании в аналогичных ситуациях начинали процедуру банкротства и у себя на родине, и в США. Для того чтобы суд США счел себя вправе рассматривать подобный иск, необходимо было наличие, как выразилась судья Кларк, “номинального размера” собственности в США. Но при этом американские суды всегда стремились к тому, чтобы в стране, где зарегистрирована компания, она параллельно проходила процедуру банкротства. Процессы о банкротстве только на территории США суды зачастую просто не принимали к рассмотрению. В случае с “ЮКОСом” параллельного банкротства нет. До этого единственным известным исключением из правила американской судебной системы было дело о банкротстве колумбийской авиакомпании Avianca. Но тогда кредиторы были согласны с действиями компании, попросившей суд США признать ее банкротом. В случае с “ЮКОСом” это не так.

Решение по иску о добровольном банкротстве “ЮКОСа” — первый шаг в судебном процессе, который может растянуться на долгое время, говорит Ретт Кэмпбелл из юридической фирмы Thompson & Knight. “Если в итоге "ЮКОС" сумеет повернуть его в свою пользу, то все начнут пользоваться [этой возможностью] в будущем”, — добавляет он. (FT, 20.12.2004, Татьяна Бочкарева)



Ведомости