22.12.2004

"Спросите у Владимира Владимировича". Российский президент готов выслушать немецких бизнесменов



Владимир Путин во вторник нарушил молчание относительно ситуации вокруг продажи "Юганскнефтегаза". Аукцион по продаже акций прошел в строгом соответствии с законодательством, заявил глава государства, отвечая на вопрос "Известий". Он пояснил, что акционерами компании "Байкалфинансгруп", купившей акции "Юганскнефтегаза", являются физические лица, которые многие годы занимаются бизнесом.

Путин сделал это заявление на пресс-конференции в Германии, куда он прилетел на очередной раунд российско-германских консультаций на высшем уровне. Новые владельцы компании, сообщил президент, "насколько я информирован, намерены выстраивать какие-то отношения с другими энергетическими компаниями России, которые имеют интерес к этому активу. И в рамках действующего законодательства все участники этого процесса имеют право работать с этим активом дальше, после проведения аукциона" - в том числе, очевидно, и перепродавать его. "Что касается возможности государственных компаний приобрести эти активы, то они так же, как и другие участники рынка, имеют на это право", - заявил Путин. Он не исключил и участия в процессе Китайской государственной энергетической компании: хотя китайские представители не имели никакого отношения к аукциону, однако "между крупнейшей нашей энергетической компанией "Газпром" и Государственной энергетической компанией Китая достигнута договоренность о сотрудничестве в сфере энергетики", сказал президент.

Днем раньше Путин прибыл в Гамбург. В качестве резиденции и места для встречи с Герхардом Шредером была выбрана гостиница "Атлантик Кемпински", входящая в список самых престижных отелей мира. В ней останавливались русские великие князья, в ней снимали часть бондианы, в понедельник же в ней говорили о "ЮКОСе", об Украине и возможных совместных проектах.

Консультации в Гамбурге должны были пройти еще в начале сентября, но из-за Беслана Путин поездку отменил. С тех пор и в темах, и в программе визита многое изменилось.

В конце лета страсти кипели вокруг Гамбургского университета: часть его профессоров выступила против присуждения Путину звания почетного доктора. Нет выдающихся научных заслуг, говорили протестующие профессора, зато есть война в Чечне, ущемление СМИ и общественных организаций. От церемонии отказались еще тогда, теперь же в программе визита в принципе Гамбургский университет не значится.

Еще из не состоявшихся пока планов - конкретизация сотрудничества между "Газпромом" и немецким энергетическим концерном E. ON. В июле, во время приезда Шредера в Москву, между ними был подписан меморандум о сотрудничестве. Его основные пункты: участие E. ON в проекте Североевропейского газопровода, совместная добыча российского газа и выход "Газпрома" на европейские рынки энергораспределения. Предполагалось, что детали проектов будут проработаны к следующей встрече глав государств. Но, как говорят источники "Известий" в "Газпроме", пока дальше того самого подписанного меморандума дело не сдвинулось. Этим, говорят источники "Известий", сейчас занимаются сами компании, не прибегая к помощи государства.

Зато за это время расширился список новых тем, фактически обязательных для обсуждения. И если Украина в контактах с ЕС вопрос уже почти дежурный, то судьба "ЮКОСа" после воскресного аукциона представляет для европейцев самую большую интригу. Для Германии вопрос вдвойне близкий: как минимум два крупных немецких банка (Deutsche Bank и Dresdner Kleinwort Wasserstein) готовы были выступить в роли ведущих кредиторов "Газпрома" при этой сделке. Да и само решение "Газпрома" принять участие в торгах формально основывалось на рекомендациях немецких экспертов.

Так что, хотя в итоге события пошли совсем по другому сценарию (Хьюстонский суд плюс итоги аукциона), немцы остаются как минимум весьма заинтересованными наблюдателями. И вопросом "кому в итоге достался "Юганскнефтегаз"?" мучаются вполне искренне. Представители российской делегации дружно от ответов на подобные вопросы воздерживались. "У кого тогда спрашивать? Ну, наверное, только у Владимира Владимировича", - с плавающей улыбкой говорят чиновники. Вот "Известия" и спросили.

Екатерина ГРИГОРЬЕВА

Известия