22.12.2004

Банки пришли в аптеки. ВТБ и Ситибанк устанавливают мини-офисы в сети "36,6"



Светлана Петрова

Вслед за супермаркетами и АЗС российские банки начали обживать аптеки. Крупнейшую в России аптечную сеть “36,6” оснастили своими автоматизированными мини-офисами сразу два банка — Внешторгбанк и Ситибанк. Конкуренция в рознице обостряется и банкам приходится бороться за ритейловые сети, говорят банкиры.


“Аптечная сеть 36,6” – владелец более 230 розничных аптечных точек в России, в том числе около 100 в Москве. Объем консолидированных продаж компании в 2003 г. составил $147,8 млн, из них $76,3 млн пришлось на аптеки. Почти 100% акций ВТБ принадлежит российскому правительству. По данным ЦЭА “Интерфакс”, на 1 октября ВТБ занимал 2-е место после Сбербанка по размеру активов (351,6 млрд руб.), собственного капитала (почти 53 млрд руб.) и частных депозитов (45,1 млрд руб.). Ситибанк – дочерний банк Citigroup. Он занимает 12-е место по активам (73,5 млрд руб.), 9-е – по капиталу (11,6 млрд руб.), 19-е – по депозитам (6,1 млрд руб.).

Автоматизированные мини-офисы — терминалы или банкоматы с расширенным перечнем функций, набор которых зависит от банка, — стали популярны чуть больше двух лет назад. Как правило, с их помощью можно не только снимать наличные по карточке или пополнять свой банковский счет, но и получать выписки (в том числе по карточкам сторонних эмитентов), проводить валютообменные операции и некоторые платежи. Установка таких пунктов самообслуживания в ритейловых сетях выгодна для банков, говорит Наталья Николаева, вице-президент Ситибанка, который два года назад начал оснащать автоматизированными мини-офисами автозаправки BP. “Это дает возможность банкам предоставлять услуги в удаленном доступе от отделений, которые в Москве открывать сложно, дорого и долго, — отмечает Николаева. — Банки приближаются к клиенту и снижают свои затраты на развитие сети услуг”.

По ее словам, проектом с BP Ситибанк остался очень доволен и этой осенью оснастил десятью многофункциональными банкоматами “Аптечную сеть 36,6”.

Крупнейшую сеть аптек осваивает и государственный Внешторгбанк, установивший там уже 15 терминалов. В планах ВТБ — довести их количество до 20. “Банки конкурируют за точки размещения, поскольку в России мало мест, приспособленных для того, чтобы заниматься розничным банковским обслуживанием [в частности, для размещения банкоматов]”, — сетует Дмитрий Мохначев, член правления Международного московского банка (ММБ), оборудовавшего своими терминалами сеть “Спортмастер” (около 10 точек), “Ашан” и IKEA. В прошлом году ММБ начал установку многофункциональных банкоматов на питерских АЗС финской Neste, но, когда их число дошло до 10, проект пришлось свернуть. “Пришел Ситибанк и предложил Neste более выгодные условия и технологически более продвинутые решения, — рассказал Мохначев. — Обидно, конечно, но клиент выбирает наиболее приемлемый для него вариант”.

Теперь Ситибанк конкурирует с ВТБ за “Аптечную сеть 36,6”, однако позиции госбанка здесь сильнее. ВТБ — ведущий кредитор и основной обслуживающий банк компании, сообщил “Ведомостям” гендиректор ОАО “Аптечная сеть 36,6” Артем Бектемиров. По его словам, помимо ВТБ у “Аптечной сети 36,6” были предложения и от других банков, но “самым интересным” оно оказалось у Ситибанка. “Мы решили посмотреть, будет ли этот проект эффективным, и, возможно, увеличим число терминалов”, — говорит Николаева из Ситибанка.

Это первый проект Внешторгбанка по созданию автоматизированных зон самообслуживания в ритейловой сети, отмечает член правления ВТБ Василий Титов, но банк рассматривает и другие предложения от торговых сетей. “Безусловно, эффективность данного проекта повлияет на решения по следующим подобным проектам, — говорит он. — Сейчас мы удовлетворены сотрудничеством с “Аптечной сетью 36,6”.

Однако зампред правления МДМ-банка Ирина Бушева сомневается, что этот проект будет прибыльным для ВТБ. “Объем средней покупки в аптеках небольшой, а стоимость терминала велика (с валютообменной функцией — около 50 000 евро]”, — говорит Бушева. По ее мнению, ВТБ целесообразно выпустить с аптечной сетью кобрендинговые карты (желательно — кредитные), иначе банку придется долго окупать свои затраты.

Аптека не место для банковских услуг, считает гендиректор компании “Ригла” Александр Филиппов. “В нашей аптечной сети есть лишь [торговый] эквайринг карт, по другим программам с банками мы не работаем, поскольку не считаем целесообразным”, — заявил он. Бектемиров считает иначе: банкоматы создают “дополнительный поток посетителей в аптеках и расширяют наше предложение покупателю”.



Ведомости