22.12.2004
Volkswagen

Volkswagen не спешит cо строительством своего завода в России



Юлия Федоринова

Volkswagen вновь отложил свой приход в Россию: вчера автоконцерн так и не подписал меморандум с Минэкономразвития о строительстве своего предприятия в Подмосковье. Чиновники уверяют, что это временная задержка и уже в январе Volkswagen подпишет окончательное инвестсоглашение с российским правительством.


Volkswagen – крупнейший автопроизводитель в Европе. В 2003 г. произвел свыше 5 млн автомобилей. Выручка в 2003 г. составила $109,39 млрд, чистая прибыль – $1,37 млрд. России в 2003 г. Volkswagen продал 7408, а в первом полугодии 2004 г. 3983 автомобиля.

Переговоры с Volkswagen о строительстве завода в России длятся несколько лет. За это время российские чиновники не раз объявляли о том, что переговоры вот-вот закончатся подписанием соглашения. В конце лета председатель правления Volkswagen Бернд Пишетсридер впервые официально признал, что компания рассматривает возможность создания сборочного предприятия в России. Впрочем, и это заявление главы Volkswagen было воспринято многими экспертами как недоразумение: ведь в качестве модели, которую немцы могут собирать в России, Пишетсридер назвал довольно дорогой и непопулярный у российских покупателей компакт-вэн Volkswagen Touran.

Очередная волна слухов о том, что правительство подпишет с Volkswagen соглашение, появилась накануне начавшегося в понедельник визита президента Владимира Путина в Германию. А замминистра экономического развития Андрей Шаронов рассказал, что в ходе этого визита его ведомство планировало подписать с Volkswagen меморандум о строительстве завода в подмосковном Ступине. Эту информацию “Ведомостям” подтвердили и в правительстве Московской области. Чиновники уже поспешили рассказать и о деталях проекта: на первом этапе Volkswagen инвестирует 30 млн евро в строительство небольшого производства — мощностью до 40 автомобилей в день. Если верить чиновникам, оно может начаться уже в конце 2005 г. и в Ступине будут собирать Volkswagen Bora и Skoda Octavia, а с 2007 г. — VW Polo.

Но никаких документов вчера подписано не было. В самом Volkswagen по-прежнему не комментируют свои договоренности с российским правительством. А в российском правительстве уверяют, что это лишь временная заминка. Начальник управления общественных связей Минэкономразвития Алла Борисенкова говорит, что ее ведомство действительно планировало вчера подписать меморандум о взаимопонимании с Volkswagen. “Этого не произошло, поскольку в понедельник во время встречи [министра экономики и развития РФ] Германа Грефа и федерального министра экономики Германии Вольфганга Клемента стороны решили, что нет необходимости подписывать меморандум, поскольку само инвестиционное соглашение уже фактически готово — осталось лишь доработать несколько технических деталей”, — отмечает она. Такое предложение исходило именно от Грефа, а инвестсоглашение с Volkswagen может быть подписано уже в январе. Такие же сроки “Ведомостям” вчера назвал и другой сотрудник правительства.

Эксперты также полагают, что отказ от подписания меморандума не может быть свидетельством того, что Volkswagen передумал инвестировать в Россию. “Меморандум особой ценности из себя не представляет. А Volkswagen уже пора прийти в Россию, — замечает Павел Лешаков из "Автотора". — К примеру, в Китай немцы пришли первыми и теперь они там чуть ли не монополисты. А Россия тоже перспективный рынок”. Он предполагает, что Volkswagen решил подписать соглашение с правительством уже после Нового года — когда таможенные пошлины на ввоз комплектующих для коммерческой сборки автомобилей будут снижены.



Ведомости