22.12.2004
Siemens

Поезда на $1,7 млрд купит РЖД у немецкой Siemens



Илья Хренников

Немецкий концерн Siemens наладит выпуск в России скоростных пассажирских электропоездов. Под этот проект “Российские железные дороги” предоставят мощности своего локомотиворемонтного завода в Перово. До 2015 г. РЖД обязуется закупить 60 электричек от Siemens на сумму $1,7 млрд. Эксперты указывают на то, что “иномарки” обойдутся РЖД в 10 раз дороже российских аналогов.


Госкомпания “Российские железные дороги” занимает более 80% рынка грузопассажирских перевозок в стране. Выручка РЖД за январь – сентябрь 2004 г. – 491 млрд руб., чистая прибыль – около 17 млрд руб. Немецкий Siemens – многопрофильный концерн с выручкой 75 млрд евро. Объем продаж подразделения Siemens Transportation, которое выпускает железнодорожную технику, составляет 4,3 млрд евро.

Вчера в немецком городе Шлезвиг президент РЖД Геннадий Фадеев и глава подразделения Siemens Transportation подписали соглашение о совместном производстве электропоездов нового поколения. Как рассказали “Ведомостям” в пресс-службе РЖД, электрички от Siemens будут собираться на площадке Московского локомотиворемонтного завода — филиала РЖД. Компании создадут СП в форме ООО, в которое РЖД внесет производственные мощности, а Siemens — свои технологии. По данным РЖД, первый опытный образец электропоезда планируется выпустить в 2007 г., до 2012 г. РЖД собирается закупить 60 поездов на сумму $1,7 млрд. Эту же цифру (около 1,5 млрд евро) подтвердил агентству Reuters президент Siemens Генрих фон Пирер.

Замдиректора компании UG Trans, владеющей Демиховским машзаводом (выпускает 80% пассажирских поездов в России), Вилорий Ким удивлен тем, что РЖД готова платить $28 млн за одну электричку от Siemens. “Наши электрички стоят $2,5 млн, а улучшенные электрички типа "Спутник" — около $5 млн”, — отмечает он. Впрочем, директор департамента компании ФБК Игорь Николаев говорит, что именно столько и стоят западные электропоезда. “Мы тоже должны переходить на новое, более дорогое и комфортное поколение техники, и логично, что инициативу в этом вопросе проявляет РЖД”, — считает эксперт. Впрочем, он надеется, что стоимость поездов удастся удешевить за счет производства части комплектующих в России.

По соглашению РЖД и Siemens искать российских производителей узлов и комплектующих для немецкой электрички поручено частной компании “Новые транспортные технологии” (НТТ), разработавшей для РЖД новые электропоезда типа “Спутник”, которые курсируют на пригородных маршрутах. Президент НТТ Алексей Ламанов не смог прокомментировать, почему выбор пал именно на его компанию и насколько удастся снизить стоимость электропоезда за счет российских подрядчиков. Ким из UG Trans надеется, что его компанию тоже привлекут к производству комплектующих для немецкой электрички. “Здесь аналогия с автопромом. Начинка нужна иностранная, а остальное может выпускать Россия”, — говорит он.

В РЖД подчеркивают, что Siemens будет собирать в России современные электропоезда для дальних перевозок со скоростью до 250 км/ч. Их планируется использовать на таких линиях, как Москва — Петербург, Москва — Нижний Новгород и Петербург — Хельсинки. Николаев из ФБК уверен, что на таких маршрутах без проблем удастся окупить новые поезда. Впрочем, он отмечает, что покупка поездов вынудит РЖД потратиться и на модернизацию путей. “Сейчас только отдельные участки железной дороги между Москвой и Петербургом, а также Москвой и югом России обеспечивают скоростное движение, и то до 180 км/ч, а не до 250 км/ч”, — напоминает эксперт.



Ведомости