23.12.2004

Телефоны не хотят умнеть. Рынок карманных компьютеров и смартфонов мал, но быстро растет



ПАВЕЛ МОРОЗ
АНАСТАСИЯ ГОЛИЦЫНА



Российский рынок смартфонов (умных телефонов), коммуникаторов и карманных персональных компьютеров, по данным компании SmartMarketing, в 2004 году вырос более чем на 50% -- почти до 180 тысяч штук. Игроки рынка достаточно настороженно отнеслись к этой цифре, отмечая, что годовой объем продаж в этом сегменте должен быть минимум в два раза больше. Однако в сравнении с европейским рынком наш рынок пока еще мал -- в Европе только в третьем квартале было продано 1,8 млн КПК и смартфонов.

Рынок мобильных устройств России еще очень мал по сравнению с рынком Европы и США, а особенно по сравнению с Азией. "Недавно мы встречались с одним из производителей КПК, который собирался вывести на наш рынок свои новые модели. Когда мы назвали ему абсолютную цифру продаж (200 тысяч КПК) в России, он сказали буквально следующее: "Разворачиваемся и едем обратно"",-- сообщил "Бизнесу" вице-президент компании "Вобис Компьютерс" Виктор Лопатин. При этом Лопатин считает, что рынок мобильных устройств в России в 2004 году должен вырасти минимум на 100% (400 тысяч). Это противоречит выкладкам SmartMarketing, определившей общий объем продаж КПК, смартфонов и коммуникаторов на российском рынке в 2004 году в 179 250 штук (рост за год на 53% по сравнению с 116 780 проданными устройствами в 2003-м). По данным исследования, объем продаж на этом рынке в четвертом квартале этого года увеличился на 41%.
В целом в течение 2004 года, по оценкам SmartMarketing, рыночная доля устройств под управлением Windows Mobile снизилась до 31% (с 40% в 2003 году). Доля Palm OS также сократилась до 31% (с 52%). Зато доля Symbian выросла за год с 6% до рекордных 37%. Доля КПК на основе других платформ составила до 0,5% (с 2%). "Абсолютные объемы продаж возросли во всех сегментах, с ярко выраженным пиком в секторе смартфонов платформы Symbian OS",-- отмечается в обзоре. SmartMarketing, констатируя снижение объемов продаж, дает понять, что для КПК этот год стал не очень удачным. По итогам 2004 году на долю КПК пришлось 47,3% рынка, тогда как смартфоны заняли 52,7%. Тем не менее в обзоре отмечается, что из-за конкуренции между товарными группами КПК и смартфонов рынок не смог преодолеть психологически значимый барьер в 200 тысяч единиц.
Выводы аналитиков SmartMarketing вызвали весьма противоречивую реакцию у компаний, упомянутых в обзоре. Игроки на рынке считают, что барьер в 200 тысяч был пройден рынком еще в прошлом году. Для сравнения: по данным IDC, в прошлом году в России было продано около 130 тысяч смартфонов (в четыре раза больше, чем в 2002 году) и столько же КПК. В этом году только в сегменте смартфонов ожидается рост продаж в пять раз -- здесь абсолютным лидером была финская Nokia с долей рынка в 79%. Доля Motorola, Sony Ericsson и Siemens не превышала 6%. По версии SmartMarketing, в пятерку крупнейших производителей КПК и смартфонов на российском рынке по итогам 2004 года вошли Fujitsu Siemens Computers, НР, Nokia, palmOne, Sony Ericsson.
В свою очередь, в Top-5 розничных поставщиков КПК и смартфонов на российском рынке по итогам 2004 года вошли "Вобис Компьютерс", DIXIS, "Евросеть", PalmShop.ru и RRC. По данным Лопатина из "Вобис Компьютерс", в 2004 году компания продаст 12 тысяч КПК. В "Евросети" и DIXIS дают понять, что по самым заниженным оценкам продажи смартфонов в этом году составят от 3% до 7% от объема продаж всех мобильников в этих сетях (около 300 тысяч аппаратов). Так что, по оценкам игроков, объем рынка КПК и смартфонов уже преодолел барьер в 350 тысяч штук. Тем не менее и эта цифра выглядит очень скромно по сравнению с объемами продаж мобильных устройств в Европе. Согласно последнему квартальному отчету от IDC, за этот период там было продано свыше 1,8 млн мобильных устройств (в 2003 году уровень продаж не превысил 1,3 млн устройств).

Деловая газета "Бизнес"